Если аудитория охотно со всем соглашается, выражает готовность воспринять идеи оратора как свои собственные, это чаще всего не успех, но провал выступления коммуникатора: срабатывает «принцип экономии мышления» (из-за нежелания сомневаться). Оратору необходимо создать обстановку активного соразмышления. Изначальный конфликт спорная информация. Цель – осмысленное отношение к проблемной ситуации.
Изображая конфликт, любой оратор (и манипулятор, и коммуникатор) «подогревает» его эмоциями. Дальше, однако, их пути расходятся. Один идет путем внушения (манипулятор как гипнотизер: рассудок надо «усыпить»). Другой, коммуникатор, напротив, делает все, чтобы рассудок пробудить.
Лучший прием – найти себе достойного противника. При подготовке к речи попробовать себя разубедить. Искать изъян в собственных рассуждениях. Быть готовым публично высказать придирки к собственной концепции. Позиционировать себя как «бойца» (Осведомленность, владение ситуацией. Выбор сильного противника - демонстрация мощного контртезиса). Особую роль играет проверка аргументации – собственной и «чужой»
|
|
Плюрализм мнений фон, на котором единственно возможно организовать общение в пропагандистском убеждающем выступлении. (Демонстрация уважения к мыслям других /по крайней мере внимания к ним/; «Напоминание» аудитории о ее возможных идеях)
Информация в рассуждающей речи:
· о проблемной ситуации и «теневых сторонах» фактов (материал для обрисовки положения вещей);
· о вариативности мнений и позиций (материал для сопоставлений)
· о качестве доказательств в уже известных мнениях и позициях
Итоги рассуждающей речи коммуникатора:
· уточнить, в чем суть проблемной ситуации);
· побудить аудиторию к активному размышлению;
· отторгнуть, закрыть неверные и потому опасные ходы рассуждений;
· организовать «подвижки в сознании» аудитории,
· нацелить на продолжение дискуссии
В целом, нужно:
· Выступая с убеждениями, предполагать предубеждения и быть готовым сражаться с ними и их отодвигать;
· Уметь представлять себя на месте аудитории. Предугадывать возражения и их немедленно рассматривать;
· Вести «диалог в монологе», подготавливая совместные с аудиторией догадки и открытия, новый взгляд («Как мы раньше не догадались!..»)
См. Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), М., 1998 (или последующие переиздания) Гл III., разд. Б.4: «Убеждающая речь» (с коррекцией третьей фразы) и Гл.XI: «Доводы агитационной речи»
«Речь -рассуждение»