Умение слушать.
Эмпатическое слушание
Эмпатическое слушание требуется тогда, когда необходимо понять другого. Можно представить его в виде четырех шагов:
1. Принятие решения слушать. Если в нас самих что-то происходит - уместно выразить это. Если нечто происходит в Другом, уместно слушать. Если оба партнера охвачены своими переживаниями, стоит разойтись и договориться, когда лучше будет выслушать друг друга.
2. Прояснение словесного сообщения. Что за слова использует Другой? Что они значат для него? Разобраться можно, задавая уточняющие вопросы и выполняя парафраз. Самые распространенные виды парафраза это:
· Повторение сказанного близко к тексту Другого, почти дословно.
· Повторение сказанного своими словами.
3. Предположение относительно внутреннего состояния Другого - догадка о переживании, которое может быть не высказано прямо. Это предполагает больше риска, чем просто прояснение значения слов. Если мы вошли в контакт на уровне внутреннего опыта, результатом становится большая близость. Если мы пытаемся, но не достигаем контакта, результатом становится большая дистанция. Больше нет разрешения на сближение, его надо постепенно восстанавливать.
|
|
4. Подтверждение правильности понимания Другого. Слушающий не может сам это сделать. Сказать «Я понял тебя» - не подтверждение. Слушающий коротко формулирует общий смысл понятого, резюме. Подтверждение приходит от говорящего, Другого. Другой соглашается с нашим прояснением или предположением. Подтверждение имеет для него смысл окончания или завершения. Голос его понижается. Если тон неуверенный или повышается, подтверждение не полно. Есть еще что-то, что не воспринято нами. Может быть, это содержание сообщалось нам, но мы его пропустили, а возможно, и не было выражено.
«Когда вы сомневаетесь в том, какое из умений использовать, выбирайте это. Оно чаще всего подходит. Оно действительно может заменить любое другое умение. В каком бы вы ни оказались в тупике, это умение, по крайней мере, поможет вам «не зарываться». Возможно, эмпатическое слушание выведет вас из наиболее трудных ситуаций. Как и другие умения, эмпатическое слушание должно служить вам, когда вы сами это выбираете, а не когда вы должны или этого хотят другие» - Э.Медоус
(На основе: Э. Медоус «Empathic listening»// The Bristlecone vol.2, 1999; Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991)
Умение высказываться.