Кейс. Монополия на примере корпорации «Де Бирс»

Семинар 15

Тема: Монополия

  1. Характерные черты монополии.
  2. Равновесие в условиях монополии (средний и предельный доход, правило максимизации прибыли)
  3. Экономические последствия монополии. Потери общественного благосостояния, вызванные монополией. Х-неэффективность.

Подготовка к семинару

Прочитать:

  • Мэнкью гл.15;
  • Нуреев гл.7.2, стр.225-232;
  • Гальперин, стр.74-101;
  • Томпсон гл.11, стр. 309-329;
  • 50 лекций, стр.532-551.

Выучить: понятие монополии;характерные черты монополии;равновесие в условиях монополии (предельный доход, правило максимизации прибыли, объем выпуска и цена монополии, прибыль монополиста: расчет и графическое изображение);отсутствие кривой предложения при монополии; э кономические последствия монополии, потери общественного благосостояния, вызванные монополией.

Подготовиться к микроконтролю по теме «монополия».

Разобрать кейс.

Кейс. Монополия на примере корпорации «Де Бирс»

История компании «Де Бирс» показывает, что она не раз переживала трудные времена и всякий раз с успехом решала на первый взгляд неразрешимые проблемы.

«Де Бирс» родилась в тот самый момент, когда человечество, казалось, могло навсегда излечиться от страсти к бриллиантам. Произошло это в конце XIX века, когда на полупустынном плоскогорье в южной части Африки было обнаружено первое коренное месторождение алмазов, рядом с которым вскоре вырос посёлок Кимберли.

Эта находка вдохнула новую жизнь в алмазный бизнес. Алмазы полезли из земли в огромном количестве. Угроза перепроизводства стала очевидной буквально через несколько лет. Чтобы создать прибыльную отрасль, требовалась идея, которая уберегла бы алмазы от девальвации. Её автором стал молодой британец Сесил Джон Родс, идея которого состояла в том, чтобы сконцентрировать в одних руках всю добычу алмазов. Постепенно скупая старательские участки различных размеров, Родс стал в конце XIX века обладателем всех крупнейших на тот момент месторождений, объединённых под властью одной компании – “Де Бирс”, основанной в 1888 году.

Сегодня может показаться, что монополизируя в руках «Де Бирс» всю добычу, Родс и его партнёры ничем не рисковали. Однако тут легко ошибиться, ведь алмазы в сущности никому не нужны. Цена на них может колебаться так сильно и падать так низко, что их добыча станет просто невыгодной, что и подтвердилось перед первой мировой войной, когда произошло перенасыщение рынка в результате открытия новых богатейших трубок в Африке. Предложение превысило спрос, и алмазы обесценились. Для алмазной индустрии наступили тяжёлые времена.

Выход был найден новым директором компании Эрнестом Оппенгеймером. Он понимал, что монополизировать всю мировую добычу алмазов практически невозможно. Единственный выход – отрегулировать продажу так, чтобы алмазы поступали к ювелирам по единым ценам. В результате в начале 30-х годов в Лондоне был создана Центральная сбытовая организация (ЦСО). Её главная задача – скупить сырьё, сортировать его и затем выставлять на торги, обеспечивая тем самым стабильности цен.

Но в 1932 году цены на алмазы упали так низко, что вся мировая добыча алмазов оказалась на грани закрытия. Для остановки обвального падения цен нужно было резко сократить поставки алмазов на рынок, и хозяева «Де Бирс» приняли решение закрыть все свои алмазные рудники. На протяжении 20 лет ЦСО снабжала рынок продукцией из ангольских и конголезских источников, исправно выплачивая их хозяевам причитающиеся им деньги. В результате финансовая ситуация самих владельцев ухудшилась до такой степени, что Эрнесту Оппенгеймеру пришлось заложить свой йоханнесбургский особняк.

Вывести корпорацию из кризиса удалось молодому наследнику Оппегеймера Гарри, который понял, что интерес к бриллиантам нужно стимулировать. Он развернул в США мощную компанию по рекламе бриллиантов. Его расчёт в конце концов оправдался и в 1952-м году мир снова заинтересовался бриллиантами, в результате чего ЦСО получила 40 млн. фунтов стерлингов чистой прибыли.

Не следует, однако, думать, что с 1952 года у «Де Бирс» настали безоблачные времена. Стимулируя спрос на алмазы, «Де Бирс» должна была постоянно защищать свои позиции по монопольному обеспечению этого спроса. С начала образования ЦСО и до сегодняшнего дня существует угроза отказа какого-либо поставщика алмазов сбывать свою продукцию через центральный канал «Де Бирс». У корпорации существует действенный метод борьбы с отступниками. ЦСО снижает цены на алмазы, приводя к уменьшению прибылей или к возникновению убытков у вышедших из под контроля поставщиков. Так, например, в конце 70-х годов Заир (под давлением СССР) попытался продавать алмазы, минуя ЦСО. «Де Бирс» отреагировала 15 процентным понижением цены на мелкие алмазы, аналогичные заирским. И год спустя Мобуту, очень болезненно переносивший снижение своих доходов, капитулировал и снова стал продавать алмазы «Де Бирс».

Но такой подход срабатывал не всегда. После ликвидации СССР Москва и Якутск договорились о дележе алмазных доходов, но работать в стране, где в каждой деловой голове роятся схемы ухода от законов, налогов и обязательств по договорам, оказалось довольно трудно. Фактически «Де Бирс» стало доставаться лишь то, что «новые русские» и «новые якуты» сами не смогли продать за рубеж. Ошарашенные руководители корпорации попытались нормализовать ситуацию через правительство. Эффект – нулевой. Российские производители в ответ увеличили добычу. Корпорация вынуждена была изменить свою стратегию по отношению к России.

«Де Бирс» продолжает строительство новых алмазных рудников, каждый из которых оснащён по последнему слов техники. Двести геологов в разных странах ведут поиск новых месторождений. Наряду с традиционными методами обнаружения алмазов по сопутствующим минералам они применяют новейшие технологии для дистанционного определения кимберлитовых трубок с поверхности земли.

Чем же привлекает «Де Бирс» потребителя?

Среди крупных дилеров бельгийского города Антверпена немало «сайтхолдеров», то есть тех, кто закупает сырьё у «Де Бирс». Исаак Марсель, глава фирмы «Дали дайамондс» объясняет, что главное преимущество «Де Бирс» в том, что она гарантирует своим клиентам стабильное ежемесячное снабжение. Его фирма получает сырьё из ЦСО с аптечной точностью, что позволяет гранильным предприятиям работать бесперебойно, с полной загрузкой.

Но не надо думать, что Марсель работает только на сырьё ЦСО. Немалую часть алмазов его фирма закупает прямо на рынке, что даёт возможность получить хорошую прибыль. По его мнению, идеальным было бы деление снабжения в соотношении 3:1, то есть если бы три четверти алмазов поступали из «Де Бирс», а остальное приобреталось на рынке.

Давид Лапа, известный в Антверпене дилер, закупающий ежегодно большие партии алмазного сырья для ювелирной промышленности, говорит: «Демократия – штука хорошая. Однако только система, установленная ЦСО, может обеспечить стабильность работы шахтёра и огранщика, предложить логичную цену покупателю в магазине».

Литература

  1. Журнал «Итоги» 14.10.97
  2. Волков К. Бизнес величиной с алмаз. // Итоги № 14. 09.04.2002
  3. Домби Д. Еврокомиссии не нравится брэнд De Beers // Ведомости. 20.04.2001
  4. Инвесторы утратили веру в «драгоценные» // Экономика России XXI век. 09.2002
  5. www.diamond-chamber.ru
  6. www.jewellevy.ru

Вопросы для обсуждения

  1. Перечислите стратегические и нестратегические барьеры входа в монопольную отрасль. Раскройте суть каждого из них.
  2. Покажите как компания «Де Бирс» создавала и удерживала свое монопольное положение.
  3. Охарактеризуйте текущую ситуацию на рынке алмазов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: