Цель: закрепить у студентов в активной форме обсуждения понимание особенностей проблемы способностей и профессионально важных качеств, сформировать умение критически понимать основные понятия и формулировать авторские позиции в размышлениях над учебным материалом.
Форма проведения: доклады, ответы на вопросы, дискуссия.
Тема дискуссии: Диагностика профессиональных способностей в процессе психологического анализа деятельности.
Основные вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Определение и соотношение понятий: способности, одаренность, профессиональные способности, профессионально важные качества (ПВК), деятельностно важные качества (ДВК).
2. Общие и специальные способности, неравномерность и гетерохронность их развития;
3. Проблема измерения способностей в деятельности.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания //Избр. психол.труды/ Под ред.А.А. Бодалёва. М.; Воронеж,1996.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М. 2001.
3. Большая энциклопедия психологических тестов.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна, Вита, 1995.
5. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. Учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2006.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т.М.: Педагогика, 1989.
7. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994