Диверсификация представляет собой проникновение монополий определенной отрасли в другие отрасли производства и вытеснение из них конкурентов

В последнее время научно-техническая революция породила совершенно противоположную тенденцию – к разукрупнению предприятий, к повышению роли малых и средних технически передовых предприятий. Их доля в ряде развитых стран составляет 70-80 % от числа всех хозяйственных организаций.

В нашей стране демонтаж тоталитарного огосударствления экономики предполагает разрушение всех видов абсолютного монополизма.

Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод, которые они получают в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на покупаемую ими продукцию (например, сырье и др.).

Монопольная цена – это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже конкурентной в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли.

Эта форма дохода есть экономическая реализация господства монополистов на рынке, своего рода «дань», которой они облагают население и других пред­принимателей.

Война цен занимает определенное место в конкурентной борьбе. Суть ее ясна. Когда создается возможность и необходимость, то монополии стараются «бить» своих противников дешевым товаром. В Великобритании, например, практикуется «система охраны», направленная на перехват заказов у аутсайдеров. Монополии часто предпринимают значительные снижения цен с целью массового разорения аутсайдеров или принудительного подчинения их своему контролю. После такой «расчистки» рынка монополии не только восстанавливают прежний уровень цен, но еще больше повышают его.

Монополист имеет возможность влиять на ценообразование путем изменения объема производства, монопсонист – путем изменения объема закупок. Монополист расширяет свое производство до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить доход больший, чем затраты на ее производство.

Обычно считают, что монопольные цены – самые высокие. В действительности они, как правило, выше конкурентных. Но монополист стремится к максимизации прибыли не на единицу продукции, а всей массы прибыли. Рост же цен не беспределен, он ограничен ценовой эластичностью спроса на продукцию данного предприятия (фирмы). Отсюда монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы .

Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

,

где: IL – лернеровский индекс монопольной власти; Рт – монопольная цена; МС – предельные издержки; Е – эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет собой положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана так:

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовой) доход:

Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Другой показатель монопольной власти – индекс Херфиндаля-Хиршмана (по имени ученых, предложивших этот индекс). Он характеризует степень концентрации рынка и рассчитывается на основе данных об удельном весе продукции фирмы в отрасли.

Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

где: индекс Хервиндаля-Хиршмана; S1 – удельный вес самой крупной фирмы; S2 удельный вес следующей по величине фирмы; Sn удельный вес наименьшей фирмы.

5. Как известно, в странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополий. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополии в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Антимонопольное законодательство направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (1890) – знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы».

Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:

Первая группа мер – административно-правовое воздействие в виде:

запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

роспуска существующих монополистических объединений;

расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.

Вторая группа мер – административно-экономическое воздействие, направленное на: преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;

запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья группа мер – экономическое воздействие, проводимое государством:

использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;

поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производственного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствуют о том, что образование монополий – закономерный процесс, и объясняется это тем, что сама конкуренция – важный элемент рыночного механизма – порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

Итак, пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. С этой целью и проводит­ся антимонопольная политика.

Антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений.

Ее основными момен­тамиявляются:

охрана и поощрение конкуренции;

контроль над фирмами, занимающими господствующее по­ложение на рынке;

контроль над ценами;

защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.

Какую политику проводит государство по отношению к естественным монополиям? В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы – естественные монополисты, как любые монополисты устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего контролируя цены на их продукцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: