ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ
На тему: Потребности в структуре личности
Вариант № 6
Выполнил:
Студент 2 курса
третий семестр
Николаев Павел Михайлович
Тюмень, (2010)
Содержание
1 Введение……………………………………………………………………………..3
2 Происхождение потребностей…………………………………………………..5
3 Потребности и мотивации………………………………………………………5
4 Первичные потребности …………………………………………………………7
5 Вторичные потребности…………………………………………………………7
6 Теория потребностей по МакКлелланду……………………………………….11
7 Двухфакторная Теория Ф.Гергберга…………………………………………..12
8 Список используемой литературы……………………………………………...13
Введение
Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.
Потребности рассматривались широким кругом психологов, антропологов и нейрофизиологов: З.Фрейдом и его учениками, У. МакДауголлом, Г. Мюрреем, К. Левином, А. Маслоу, Б. Малиновским, А. Пьероном, Ж. Нюттеном, Р. Кеттелом, Э. Диси и Р. Руаяном, М. Линчем, У. Телли, Н.Ф. Доброниным, А.Н. Леонтьевым, П.В. Симоновым, Л.Н. Собчик и другими авторами.
В подходе к проблеме личности авторами предложены различные варианты интерпретации потребностей. Фрейд выделял две основные потребности человека: потребность в получении удовольствия — гедоническую потребность и потребность в разрушении — агрессивную потребность. Обе потребности Фрейд считал врожденными, природно-обусловленными и фатально неизбежными. То, о чем говорит Фрейд, в действительности указывает лишь на поврежденность человеческой природы грехом, но отнюдь не на изначальное и фатально не преодолимое ее состояние.
Адлер, исходя из того, что человеческая личность ориентирована на межличностное общение, полагал в качестве основы поведения человека аффилиативную потребность личности.
Маслоу утверждал, что в основе всей человеческой деятельности лежит потребность в самоактуализации. В общей иерархии потребностей низшую ступень Маслоу отводил физическим потребностям, среднюю ступень — аффилиативной потребности и высшую ступень — потребности в самоактуализации.
Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: "В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент".
Все они, за исключением А.Н. Леонтьева, ставили их в центр личности, ее ядро. Характерным является высказывание П.В. Симонова: «Поскольку именно потребности и производственные от них трансформации-мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации и т.п. – представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждение и цель, эти потребности следует рассматривать как ядро личности, как самую существенную ее характеристику. …Характеристика личности начинается с уяснения и анализа ее потребностей».
А.Н. Леонтьев рассматривал любую потребность как первую предпосылку всякой деятельности личности. Он связывал потребность с конкретным предметом — материальным или идеальным — и рассматривал предмет потребности как мотив деятельности. Основной функцией мотивов Леонтьев считал функцию побуждения к действию. В концепции мотивации поведения Леонтьев исходил из того, что мотивы отличаются от целей: цели осознаются личностью, а мотивы, как правило, актуально не осознаются. Когда человек думает, говорит или совершает какие-либо практические действия, он не отдает себе отчета в мотивах, которые побуждают эти мыслительные, речевые или внешние действия.
Потребности нужно рассматривать в системе взаимодействия личности и среды, в структуре развивающейся личности, всегда стремящейся к реализации смысла существования. Личность не может развиваться лишь в рамках потребления. Развитие личности может быть только творческим там, где имеется осознанная личностью высшая абсолютная цель.
Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющее собой отражение нужды организма в чем - либо.
Потребности выражают зависимость человека от внешнего мира, от социальной среды. Выделяют два вида потребностей: естественные и социальные.
· Естественные (первичные) - это нужды человека как биологического существа
(потребность в одежде, питье, еде и т.д.).
· Социальные (вторичные) - это продукты общественной жизни уровня развития личности (потребности в духовной культуре, общении, трудовой деятельности и т.д.).
Потребности характеризуют условия жизнедеятельности Неудовлетворенность
условиями жизни определяет деятельность человека, который стремится изменить
условия жизни, используя имеющиеся у него возможности. Здесь проявляется и
интерес личности, который складывается из следующих элементов:
· положение человека в обществе;
· содержательная характеристика его зависимости от деятельности других
людей,
· пути и способы использования сложившихся социальных отношений
(институтов) для удовлетворения возникших потребностей.
Интерес реализуется вследствие осознания личностью своих потребностей и возможных путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в обществе.
Потребности в структуре личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности.