Введение. На тему: Потребности в структуре личности

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ

На тему: Потребности в структуре личности

Вариант № 6

Выполнил:

Студент 2 курса

третий семестр

Николаев Павел Михайлович

Тюмень, (2010)

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………………..3

2 Происхождение потребностей…………………………………………………..5

3 Потребности и мотивации………………………………………………………5

4 Первичные потребности …………………………………………………………7

5 Вторичные потребности…………………………………………………………7

6 Теория потребностей по МакКлелланду……………………………………….11

7 Двухфакторная Теория Ф.Гергберга…………………………………………..12

8 Список используемой литературы……………………………………………...13

Введение

Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Потребности рассматривались широким кругом психологов, антропологов и нейрофизиологов: З.Фрейдом и его учениками, У. МакДауголлом, Г. Мюрреем, К. Левином, А. Маслоу, Б. Малиновским, А. Пьероном, Ж. Нюттеном, Р. Кеттелом, Э. Диси и Р. Руаяном, М. Линчем, У. Телли, Н.Ф. Доброниным, А.Н. Леонтьевым, П.В. Симоновым, Л.Н. Собчик и другими авторами.

В подходе к проблеме личности авторами предложены различные варианты интерпретации потребностей. Фрейд выделял две основные потребности человека: потребность в получении удовольствия — гедоническую потребность и потребность в разрушении — агрессивную потребность. Обе потребности Фрейд считал врожденными, природно-обусловленными и фатально неизбежными. То, о чем говорит Фрейд, в действительности указывает лишь на поврежденность человеческой природы грехом, но отнюдь не на изначальное и фатально не преодолимое ее состояние.

Адлер, исходя из того, что человеческая личность ориентирована на межличностное общение, полагал в качестве основы поведения человека аффилиативную потребность личности.

Маслоу утверждал, что в основе всей человеческой деятельности лежит потребность в самоактуализации. В общей иерархии потребностей низшую ступень Маслоу отводил физическим потребностям, среднюю ступень — аффилиативной потребности и высшую ступень — потребности в самоактуализации.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: "В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент".

Все они, за исключением А.Н. Леонтьева, ставили их в центр личности, ее ядро. Характерным является высказывание П.В. Симонова: «Поскольку именно потребности и производственные от них трансформации-мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации и т.п. – представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждение и цель, эти потребности следует рассматривать как ядро личности, как самую существенную ее характеристику. …Характеристика личности начинается с уяснения и анализа ее потребностей».

А.Н. Леонтьев рассматривал любую потребность как первую предпосылку всякой деятельности личности. Он связывал потребность с конкретным предметом — материальным или идеальным — и рассматривал предмет потребности как мотив деятельности. Основной функцией мотивов Леонтьев считал функцию побуждения к действию. В концепции мотивации поведения Леонтьев исходил из того, что мотивы отличаются от целей: цели осознаются личностью, а мотивы, как правило, актуально не осознаются. Когда человек думает, говорит или совершает какие-либо практические действия, он не отдает себе отчета в мотивах, которые побуждают эти мыслительные, речевые или внешние действия.

Потребности нужно рассматривать в системе взаимодействия личности и среды, в структуре развивающейся личности, всегда стремящейся к реализации смысла существования. Личность не может развиваться лишь в рамках потребления. Развитие личности может быть только творческим там, где имеется осознанная личностью высшая абсолютная цель.

Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющее собой отражение нужды организма в чем - либо.

Потребности выражают зависимость человека от внешнего мира, от социальной среды. Выделяют два вида потребностей: естественные и социальные.

· Естественные (первичные) - это нужды человека как биологического существа

(потребность в одежде, питье, еде и т.д.).

· Социальные (вторичные) - это продукты общественной жизни уровня развития личности (потребности в духовной культуре, общении, трудовой деятельности и т.д.).

Потребности характеризуют условия жизнедеятельности Неудовлетворенность

условиями жизни определяет деятельность человека, который стремится изменить

условия жизни, используя имеющиеся у него возможности. Здесь проявляется и

интерес личности, который складывается из следующих элементов:

· положение человека в обществе;

· содержательная характеристика его зависимости от деятельности других

людей,

· пути и способы использования сложившихся социальных отношений

(институтов) для удовлетворения возникших потребностей.

Интерес реализуется вследствие осознания личностью своих потребностей и возможных путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в обществе.

Потребности в структуре личности не изолированы, но находят­ся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмени­ваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различ­ные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связан­ных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким обра­зом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: