Этап определения цели исследования. На основе объекта и предмета исследования определяется его цель. Цель исследования – это то, что в самом общем (обобщенном) виде необходимо достичь по завершении исследования. Конечно, наиболее просто и логически правильно, во всяком случае, формально, сформулировать цель, как это нередко и делается, в короткой фразе: «цель – решить поставленную проблему исследования» (при условии, конечно, что проблема сформулирована грамотно и адекватно). Однако при таком формулировании цели исследователь берет на себя смелость утверждать, что полностью исчерпал проблему, и после него другим уже как бы будет делать в ней нечего. Однако всегда утверждать, что исследователь полностью решил проблему, наверное, рискованно. Но в любом случае подразумевается, что по завершении исследования должна быть как бы полностью решена проблема исследования в рамках, определенных его предметом, целью и поставленными задачами.
Следует отметить, что в научных работах по гуманитарным и общественным наукам, особенно на уровне кандидатских диссертаций, часто некорректность формулирования цели исследования возникает, когда определение намечаемого научного результата – нового научного знания, что должно быть основным итогом любого научного исследования, авторы задаются целями практическими. Такие цели, как: «совершенствование процесса...»; «повышение эффективности...» и т.п. – это не цели научного исследования. Научные результаты в дальнейшем, конечно, при определенных условиях (внедрение и т.п.) могут стать основой для «повышения эффективности...» и т.д., но это нельзя ставить как цель исследовательской работы. И даже такая формулировка, как «разработать научно-обоснованные рекомендации...», может, очевидно, выступать лишь как сопутствующая, вспомогательная, но не основная цель исследования, а, скорее, даже как одна из задач, способствующая повышению практической значимости исследования.
|
|
Этап определения задач исследования. Как известно, под задачей понимается данная в определенных конкретных условияхцель деятельности. Таким образом, задачи исследованиявыступают как частные, сравнительно самостоятельные целиисследования в конкретных условиях проверки сформулиро-ванной гипотезы. Задачи исследования обычно формулируются в одном из двух вариантов.
Вариант первый – более простой и не строгий, хотя и допустимый, например, в практике оформления кандидатскихдиссертаций – задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования. Но, вообщеговоря, это не научные задачи как таковые, а скорее процессуальные компоненты исследования. Они формулируются вглаголах: «изучить», «проанализировать» и т.п. В этом случаечетко просматривается этапная, временнaя структура построения задач исследования – каждая следующая задачаможет решаться только на основе решения предыдущей.
|
|
Второй вариант, более сложный и строгий в научномплане и более предпочтительный: задачи формулируютсятоже как относительно самостоятельные, законченные частиисследования. Но здесь такая временная последовательность,как в предыдущем случае, прямо не просматривается. Задачитут выступают как необходимость решения отдельных под-проблем по отношению к проблеме исследования и как частные цели (подцели) по отношению к общей цели исследования, заданные, естественно, в конкретных условиях,налагаемых сформулированной гипотезой исследования.