Урок - основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом - постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся - по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении. Возможно и "под открытым небом" - на школьном опытном участке, на территории около школы, в краеведческом музее, зоологическом музее и т.д.
На уроке реализуется вся система компонентов: целевой, содержательный, методический и средства обучения.
Структура урока - это совокупность элементов и этапов урока, обеспечивающих его целостность и сохранность основных учебно-воспитательных свойств, при различных вариантах. Составные части урока – этапы находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определённой последовательности:
1. Организационный (2-3 мин.) – определяет готовность учащихся к работе.
Значимость – определяет весь дальнейший ход урока. Учитель: • Сообщает план урока; • Проговаривает как будет построен опрос, с какой целью, раскрывает интерес новой темы и её значение.
|
|
2. Проверка или контроль знаний (10 мин.). Цель – выявить уровень знания учащихся по пройденной (предыдущей) теме и установить возможность дальнейшего продвижения или изучения следующей темы. Контроль знаний представлен в виде опроса учащихся, который может быть фронтальным (определяет уровень знания в рамках всего класса) или индивидуальным (выявляет глубину знаний конкретного учащегося).
3. Переход к новой тем е (2-3 мин.). Цель – последовательно и планомерно подвести школьников к материалу новой темы, рассказав о её связи с предыдущей, её значимости, и постараться вызвать у детей познавательный интерес.
4. Изуч. нов. те мы (20-25 мин.). Цель – объясн. нов. мат. Предусм. формир. нов. биол.понятий и развит. уже им. ЗУН.
5. Закрепл. знаний (7-10 мин.) – отдельные вопросы, носящие фронтальный характер, 2-3 вопроса по узловым, наиболее существенным моментам по содержанию темы. Значение - даёт оценку проведённому уроку.
6. Организация д/з (2-3 мин.) – какой § учить, проверить, что они записали это в дневник, на что следует обратить особое внимание, на какие вопросы ответить (устно или письменно).
Особенность современной формы обучения заключается в том, что учащиеся одного возраста и одинакового уровня подготовки объединяются в постоянные учебные группы (классы). Учебный материал предмета распределяется с учетом возраста и подготовленности учащихся, а каждый курс биологии делится на отдельные порции учебного материала - уроки, темы которых расположены в определенной логической последовательности. Уроки включаются в расписание и регламентированы объемом программного учебного материала.
|
|
На соврем. ур. реализуется вся система компонентов: целевой, содержательный, методический и средства обучения.
дминистративно-игровая модель «Демократическая республика» – сочет. первых 2х моделей, но с преимущ. использ. возможностей игровой технологии, когда в игровой проц. включ. все участники образ. проц. (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправл. остаются лишь принцип. вопросы (охрана жизни и здоровья школьн., выполнение обязат. гос. образовательного минимума и т.д
В педагогике общие требования к уроку подразделяют на три группы (Ю. К. Бабанский, 1983): дидактические, воспитательные и организационные. К числу дидактических требований, как и методических, относятся:
• - четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока и его места в общей системе уроков;
• - определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока и с учетом подготовки учащихся;
• - выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор методов, обеспечивающих познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
Воспитательные требования к уроку:
• - четкая постановка воспитательных задач урока, обеспечивающих на основе приобретаемых научных знаний по биологии, формирование научной картины мира, эстетического вкуса, трудолюбия и экологической культуры;
• - формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности;
• - соблюдение учителем педагогического такта.
Организационные требования к уроку:
• - наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования;
• - четкая организация урока на всех этапах его проведения;
• - подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО.
Тип урока | Вид урока |
Вводный | Урок-беседа. Комбинированный урок. Проблемный урок |
Раскрывающий содержание темы | Комбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа. Урок лабораторной работы. Урок-лекция. Урок- семинар. Игровой урок (урок-ролевая игра) |
Заключительный, или обобщающий | Урок обобщения. Урок-конференция. Урок-экс курсия. Урок-семинар. Урок-беседа. Урок-зачет. Контрольно-проверяющий урок |
Требования к технике проведения урока
• Урок должен быть эмоциональным, воспитывать потребность в знаниях.
• Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными.
• Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся).
• Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
• Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.
• Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока учащиеся должны работать активно.
• Обеспечить на уроке охрану здоровья учащихся (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).
• Обеспечить систематический и разнообразный контроль и учет знаний учащихся.
• Связывать данный урок с предыдущими и последующими уроками.