Основные дидактические функции средств обучения

_ наглядность, обеспечивающая осознанность и осмысленность воспринимаемой учащимися учебной информации, формирование представлений и понятий.

- повышает степень наглядности делают доступным для учащихся учебный материал, который без применения средств обучения трудно доступен или не доступен для изучения вообще. - помогают в максимальной степени развить познавательные и учебно –производственные интересы учащихся, - являются источником информации, освобождая мастера от большего объема технической работы и тем самым способствуя повышению его творческого уровня.

- служат средством управления познавательной и учебно – производственной деятельностью учащихся. - инструментальная, которая ориентирована на обеспечение определенных видов деятельности, действий, операций и достижение поставленной дидактической и производственной целей, - мотивационная, которая служит цели формирования устойчивой мотивации учебной деятельности.

Общие требования к использованию средств обучения,которые обеспечивают эффективное их применение в учебном процессе.

- соответствовать учебной программе и отвечать современному уровню

- отвечать основным принципам дидактики

- четкое определение цели и места использования каждого средства обучения используемого на уроке

- систематичность применения наглядных средств обучения и технических средств обучения - служить определенным целям в решении конкретных учебно-познавательных задач - обеспечивать активность учащихся и способствовать развитию познавательной деятельности - стимулировать применение разнообразных активных методов и организационных форм обучения.

Оснащая процесс обучения средствами обучения, необходимо учитывать следующие факторы: - экономический, обоснованный подход с учетом массовости и перспективности профессий- прочны и надежны в обращении-гигиенический, экологический-требования безопасности применения средств образования в учебном процессе.

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Таблица

Учебные пособия для учащихся Учебники и учебные пособия, справочники, таблицы стандартов и нормативов, руководства по выполнению лабораторно-практические работ, карты передовых приемов труда.
Дидактические средства Инструкцион ные и технологические карты, таблицы типичных ошибок и способов их предупреждения, наглядные пособия, ТСО, образцы материалов готовой продукции.
Учебно-материальное оснащение Станки, верстаки, стенды, учебно-производственное оборудование учебные кабинеты, полигоны, тренажеры, машины, рабочие и контрольно-измеритель ные инструменты, сырье, материалы, заготовки
Учебно-техническая документация Паспорта оборудования рабочие чертежи, схемы, карты технологического процесса, технические требования к качеству, производственные инструкции.
Методические пособия для мастера Пособия и руководства по организации и методике производственно го обучения, частные методики, методически разработки, справочные пособия, методические рекомендации о передовом опыте.


Вопросы для закрепления и контроля качества усвоения материала темы

1) Каковы задачи производственного обучения с точки зрения анализа основных функций трудовой деятельности рабочего?

2) Охарактеризуйте основные документы ФГОС НПО.

3) Какие компоненты государственного образовательного стандарта являются обязательными при подготовке квалифицированных рабочих?

4) Каковы основные требования к программе и принципы ее разработки?

5) Что является ориентировочной основой для формирования первоначального умения?

6) Какие основные этапы можно выделить в процессе формирования умений и навыков?

7) Как взаимосвязаны основные функции процесса производственного обучения?

8) Как взаимосвязаны основные компоненты процесса производственного обучения: цель, содержание, умения, инструктирование, средство?

9) Перечислите общие требования к использованию средств обучения, которые обеспечивают эффективное их применение в учебном процессе?

Литература по теме:

Жеделев.А.П. Организация и методика производственного обучения. М, 1978г.

Скакун В.А. Организация и методика производственного обучения. М,1990

Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения.М,2006

В-1

Задание 1. Рассчитать площадь учебных мастерских на 12 человек с учетом, что на одного учащихся приходится 8кв.м.

Ответ:

Задание 7. Дополните. Определенная часть площади мастерской или цеха, находящаяся в ведении отдельного учащегося или бригады с наиболее целесообразно расположенным на ней инструментом, материала - это _______________________________

Задание 13.Установите верно или неверно следующее утверждение. Наличие учебных мастерских создает условия для фронтального обучения учащихся, позволяет рационально чередовать теоретические знания с производственным обучением.

Ответ:

Задание 1. Выберете правильный ответ. Из какого документа мастер определяет, сколько часов в неделю отводится на урок производственного обучения? а) из технического плана б) из программы по производственному обучению в) из учебного плана

Ответ:

Задание 7. Выберите правильный ответ. В каком из документов раскрывается технология выполнения работы учебного задания: а) план производственного обучения б) графики производственного обучения в) учебно-технологическая документация

Ответ:

Задание 13. Установите соответствие. Планирующая документация мастера производственного обучения

1)образовательный стандарт а) рабочий документ мастера профессионального обучения, который отражает тему, цель и задачу урока
2) план урока б) нормативный документ, содержащий перечень предметов, последовательность и сроки их изучения, количество часов на каждый предмет
3) перечень учебно-производственных работ в) нормативный документ, определяющий обязательный минимум содержания и максимальный объем учебной нагрузки
4) учебный план. г) типичен для профессии: производ­ственная ценность учебно-производственных работ; соответствие программе производственного обучения;

Ответ: 1 2 3 4

Задание 18. Выберите правильный ответ. Образовательный стандарт – это

1) рабочий документ мастера профессионального обучения, который отражает тему, цель и задачу урока

2) нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, с указанием последовательности тем, времени на их изучение

3) нормативный документ - определяющий обязательный минимум содержания и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Ответ:

Задание 5. Рассчитать площадь учебных мастерских на 15 человек с учетом, что на одного учащегося приходится 9кв.м.

Ответ:

Задание 18.Установите верно или неверно следующее утверждение. Методически грамотно организованное рабочее место мастера, отвечающее требованиям НОТ и оснащенное современной оргтехникой, является его инструментом, способствующим эффективности проведения учебных занятий.

В-2

Задание 14. Установите соответствие. Планирующая документация мастера производственного обучения

1) рабочая программа а) нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету с указаниями последовательности тем и времени на изучение
2) сводно-тематический план производственного обучения б) документ, в котором профессиональный и специальный блок для профессии разделены по учебным темам с указанием конкретного времени, отводимого на изучение
3) план урока в) типичен для профессии: производ­ственная ценность учебно-производственных работ; соответствие программе производственного обучения
4) перечень учебно-производственных работ г) рабочий документ мастера производственного обучения, отражающий тему, цель и задачи урока.

Ответ:

Задание 8. Отметьте правильный ответ. При разработке какого документа необходимо учитывать следующие требования: связь теории с практикой, доступность, систематичность?

1) учебного плана 2) квалификационной характеристики 3) программы по производственному обучению.

Ответ:

Задание 2. Рассчитать площадь учебных мастерских на 12 человек с учетом, что на одного учащихся приходится 9кв.м.

Ответ

Задание 8. Дополните. Основное звено в организации учебно-производственного процесса, обеспечивающее эффективность проведения занятий и снижение потерь рабочего времени это ________________________

Задание 14.Установите верно или неверно следующее утверждение. Наличие учебных мастерских создает условия для индивидуального обучения учащихся, позволяет рационально чередовать теоретические знания с производственным обучением.

Ответ:

Задание 2. Выберите правильный ответ. Из какого документа мастер определяет, сколько часов в неделю отводится на урок производственного обучения. а) с программы по производственному обучению б) с учебного плана в) с технического плана.

Ответ:

Задание 11. Дайте определение: рабочее место учащегося _________________

Задание 17.Установите верно или неверно следующее утверждение. Рабочее место мастера располагают на возвышении – подиуме, так чтобы мастер видел всех работающих.

Задание 12.Дайте определение: рабочее место мастера _________________

В-3

Задание 15. Установите соответствие. Планирующая документация мастера производственного обучения

1) образовательный стандарт а) рабочий документ мастера профессионального обучения, который отражает тему, цель и задачу урока
2) план урока б) составляется для прохождения отдельных тем программы, если нет возможности организации фронтальной работы
3) рабочая программа в) нормативный документ - определяющий обязательный минимум содержания и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся
4) график перемещения учащихся по рабочим местам г)нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, с указанием последовательности тем, времени на их изучение

Ответ: 1 2 3 4

Задание 12. Выберите правильный ответ. При изучении, каких тем программы нормируются работы

а) операционных тем б) комплексных работ в) вводное занятие

ответ:

Задание 3. Рассчитать площадь учебных мастерских на 13 человек с учетом, что на одного учащегося приходится 6кв.м.

Ответ:

Задание 9. Дополните. Определенная часть площади ---------- или цеха, находящаяся в ведении отдельного -------------- или бригады с наиболее целесообразно расположенным на ней инструментом, материала - это рабочее место учащегося.

Задание 15.Установите верно или неверно следующее утверждение. Мастерские для сварочных работ, в которых проводятся рубка, и резка металла изолируют от других мастерских, располагают на первом этаже.

Задание 3. Выберите правильный ответ. От чего зависит величина переводного коэффициента?

а) от технологии выполнения работы б) от курса и месяца обучения и разряда работы

в) от уровня подготовленности учащегося

Ответ:

Задание 5. Выберите правильный ответ. В каком из документов раскрывается технология выполнения работы учебного задания.

а) перечень учебно-производственных работ б) учебно-технологическая документация.

Ответ:

Задание 10. Отметьте правильный ответ. При разработке какого документа необходимо учитывать следующие требования: универсальность, всесторонность, связь теории с практикой, доступность, систематичность, преемственность, перспективность?

1) учебного плана 2) графика перемещения учащихся по рабочим местам 3) программы по производственному обучению 4) стандарта

Ответ:

Задание 6. Выберите правильный ответ. В каком из документов раскрывается технология выполнения работы учебного задания. а) перечень учебно-производственных работ в) план производственного обучения б) графики производственного обучения д) учебно-технологическая документация

Ответ:

В-4

Задание 16. Установите соответствие. Планирующая документация мастера производственного обучения.

1) рабочая программа а)нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету с указаниями последовательности тем и времени на изучение
2) сводно-тематический план производственного обучения б)документ, в котором профессиональный и специальный блок для профессии разделены по учебным темам
3) план урока в) документ, в котором сформулированы основные требования к профессиональным знаниям и уровню квалификации рабочего
4)квалификационная характеристика г) рабочий документ мастера производственного обучения отражающий тему, цель и задачи урока.

Ответ: 1 2 3 4

Задание 4. Рассчитать площадь учебных мастерских на 14 человек с учетом, что на одного учащихся приходится 9кв.м.

Ответ

Задание 10. Дополните. Основное звено в ---------------- учебно-производственного процесса, обеспечивающее эффективность проведения --------- и снижение потерь рабочего времени это рабочее место мастера.

Задание 16.Установите верно или неверно следующее утверждение. Лаборатории и мастерские не следует размещать в подвалах цокольных этажах, а также над учебными помещениями.

Задание 4. Выберите правильный ответ. От чего зависит величина переводного коэффициента?

а) от технологии выполнения работы б) от курса и месяца обучения и разряда работы

в) от специальности

Ответ:

Задание 9. Отметьте правильный ответ. При разработке какого документа необходимо учитывать следующие требования: универсальность, всесторонность, связь теории с практикой, доступность, систематичность?

1) учебного плана 2) квалификационной характеристики 3) программы по производственному обучению 4) стандарта

Ответ

Задание 17. Выберите правильный ответ. Рабочая программа это:

1) нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету с указаниями последовательности тем и времени на изучение

2) документ, в котором профессиональный и специальный блок для профессии разделены по учебным темам с указанием конкретного времени

3) рабочий документ мастера производственного обучения, отражающий тему, цель и задачи урока

Ответ:

Задание 6. Рассчитать площадь учебных мастерских на 16 человек с учетом, что на одного учащихся приходится 6кв.м.

Ответ:

Задание 11. Выберете правильный ответ. Какой из документов фактически определяет режим работы профессионального училища?

1) программа производственного обучения

2) учебный план 3) квалификационная характеристика.

Ответ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: