Педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Как и любая деят-ть пед.деят-ть имеет мотивацию, цели, задачи, предмет, средства, способы решения поставл задач, продукт и результат.
Предметом деят-ти можно считать организацию учебной деят-ти обуч-ся, направленную на усвоение учениками социокультурного опыта.
Средства пед.деят-ти – научные знания и его носители.
Продукт пед.деят-ти – формирующиеся у уч-ка определенный инд-ый опыт.
Рез-том пед.д-и явл-ся выполнение основной цели- развитие обучающегося.
Содержание обусловлено не только личными ожиданиями самого педагога, но и ожиданиями и требованиями общества. Пед.дет-ть содержит следующие компоненты:
1) коммуник-ный (деят-ть в общении с учениками).
2) организаторский (организация внеклассной работы, воспит.дет-ть, организация класса, отдельного уч-ка, родителей и т.д.).
3) Конструкторский (конструирование урока, своей деят-ти, деят-ть учеников).
|
|
У учителя есть особые функции:
1) рук-во приобретением и реализацией соц. опыта учениками.
2) передача накопленных человеч.зн.
3) Организатор учебного процесса.
4) организатор восп-го проц-са.
5) Регулятор межличностных отнощений.
6) Пропагандист педагог-их зн.
Способности необходимые педагогу, осуществл-му образ. проц. А.К.Макарова выделяет следующие способности:
1) перцептивно-рефлексивные (способность педагога точно воспринимать личность ученика, понимать его, чувствовать).
2) Проективные, конструктивные, управленческие. К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований.
Главным и постоянным требованием явл-ся любовь к детям, к пед-ой деят-ти, наличие спец-ых знаний в той области, кот-ой он обучает детей, широкая эрудиция, пед-ая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профес-ое владение разнообр-ми методами обуч-я и восп-я детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.
Дополнительными требованиями явл-ся: общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и др.
Пед.деят-ть осуществляется в определенном стиле.
Индивид. стиль пед. деят-ти проявл-ся:
1) в темпе и ритме осуществления деят-ти.
2) в хар-ке реакции на те или иные пед-ие ситуации.
3) в выборе методов обучения.
4) в выборе средств воспитания (убеждения, собственные примеры).
5) в манере поведения.
6) в применение средств воздействия на детей и др.
Стили педагогической деятельности подразделяются на три общих вида: авторитарный, демократический и либеральный.
|
|
Авторитарный стиль: Ученик рассмат-ся как объект педагог-ого воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение.
Демократический стиль: Ученик рассмат-ся как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самост-ость суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.
Либеральный стиль: Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
ВОПРОС № 15 (16)