Разв-ие школы и педагогич-ких идей в России на рубеже 18-19 в

С середины XII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ, которые давали как светское, так и богословское образ-ие. В это время произошли важные изм-ия и в методике нач-ого обучения: буквослагательный метод обучения грамоте заменился звуковым. Вместо буквенного обозначения цифр (буквы кириллического алфавита) стали исполь-ся арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, н-р, псалмы. Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для учащихся. Благодаря Петру I в России появилась система профес-ого образ-ия. В 1701 году появилась пушкарская, навигацкая, госпитальная, приказная и др. школы, находившиеся в ведении соотв-щих госуд-ых органов. Кроме того, к 1722 году были открыты 42 «цифирные школы», обеспечивавшие нач-ое обучение математике. Гуманитарное образование обеспеч-ось духовными школами, преподавателей для которой готовила Славяно-греко-латинская академия. После смерти Петра I, в 1732г., появились гарнизонные школы, дававшие не только военное образование, но и начальное матем-ое и инженерное образ-ие. Воспит-ая система при Екат. II требовала полной изоляции детей от семьи и передачи их в руки уч-ля. Но в 80-е годы внимание вновь было перенесено с воспитание на обучение. За основу были взяты прусская и австрийская образо-ые системы. Предлагалось учредить три типа общеобразовательных школ – малые, средние, главные. В них преподавались общеобразов-ые предметы: чт-е, письмо, знание цифр, священная история, зачатки грамматики (малая школа). В средней добавлялось объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история и география России, а в главной – подробный курс истории и географии, матем-ая география, грамматика с упражнения по деловому письму, основания геометрии, физики, механики, естественной истории, гражданской архитектуры. Для системы общеобразов-ых школ необх-мо было подготовить учителей. Для этой цели в 1783 году была открыта Главное народное училище, от которого через три года отделилась учит-ая семинария, прообраз педаг-ого института. В начале царствования Александра I впервые появилась школьная система, распред-ая по учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система была подчинена Министерству народного просвещения. Вводилось три типа школ: приходские училища, уездные училища и гимназии (губернские училища). Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. В отличие от екатерининской системы, эти три школы соответствовали трем ступеням образования (учебный план каждого следующего типа школ продолжал учебный план предыдущего). В это время активно начинает внедрять в практику свои идеи К.Д. Ушинский. Ключевые направл-ия: 1. Восп-ие д. б. народным. Это прежде всего значит, что оно через широко развернутую школьную сеть должно охватывать всё подрастающее поколение народа в порядке обяз-ого обуч-ия и форм-ать эти поколения в духе эконом-их, общественно-полит-их и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания должен ведать, руково-дить сам народ. 2. Восп-ие д. давать детям реальное образ-ие и вместе с тем развивать их умственные спос-сти с тем, чтобы эти знания были связаны с жизнью и направлены на общенародное благо. Отсюда важнейшее значение и труда как фактора и как одного из осн-ых прин-ов восп-ия. 3. Центр-ое место в форм-ии чел. Д. занимать родной яз. как яз. обуч-ия и как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни». 4.Восп-ие д.б. проникнуто целью форм-ия высокоморального чел., чел., для кот. труд явл-ся делом чести и счастья, чел.-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его сча-стье, за его прогресс. 5. Женщине д.б. обеспечено восп-ие и образ-ие наравне с мужчиной, так как «мужчина и женщина - личности равноправные, равно самост-ые и равно ответственные», - писал Ушинский. 6. Всякое заимствование и внедрение в практику восп-ия чуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности - недопустимо. Не менее интересна теория Л.Н.Толстого. Важнейшее место в пед-ой теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного восп-ия. Он считал, что чел. имеет право свободно форм-ать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. По мнению Толстого, свободное восп-ие содействует саморазвитию, самораскрытию нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Л.Н.Толстой горячо пропагандировал необх-сть самого бережного, вним-ого и любовного отношения педагогов к лич-ти ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любозн-сти. Именно эта часть пед-ой теории и практики Толстого была особенно ценной для развития русской дошкольной пед-ки.

ВОПРОС № 18


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: