Цель работы: определить длину световой волны для красного, зеленого и фиолетового диапозонов и сравнить их с табличными
Оборудование. 1. Прибор для определения длины световой волны.
2. Подставка для прибора.
3. Дифракционная решетка.
4. Лампа с прямой нитью накала в патроне со шнуром и вилкой (одна на кабинет).
Порядок выполнения работы.
1. Собрать установку, изображенную на риссунке.
2. Установить на демонстрационном столе лампу и включить ее.
3. Смотря через дифракционную решетку, направить прибор на лампу так, чтобы через окно экрана прибора была видна нить лампы.
4. Экран прибора установить на возможно большем расстоянии от дифракционной решетки и получить на нем четкое изображение спектров I и II порядков.
5. Измерить по шкале бруска установки расстояние «b» от экрана прибора до дифракционной решетки.
6. Определить расстояние от нулевого деления (0) шкалы экрана до середины фиолетовой полосы как слева «ал», так и справа<<ап» для спектров I порядка и вычислить среднее значение a Ср.
|
|
7. Опыт повторить со спектром II порядка.
8. Такие же измерения выполнить и для красных полос дифракционного спектра.
9. Вычислить по формуле (1) длину волны фиолетового света для спектров I и II порядков, длину волны красного света I и II порядков.
10.Результаты измерений и вычислений записать в таблицу.
№ опыта | Период решетки d,мм. | Порядок спектра n | Расстояние от решетки до экрана b, мм. | Фиолетовый свет | Красный свет | Длина световой волны | |||||
Слева ал, мм. | Справа апр, мм. | Среднее аср, мм. | Слева ал, мм. | Справа апр, мм. | Среднее аср, мм. | Красное излучение λ мм. | Фиолетовое излучение λ мм. | ||||
Контрольные вопросы.
Почему нулевой максимум дифракционного спектра белого света - белая полоса, а максимум высших порядков — набор цветных полос?
Почему максимумы располагаются как слева, так и справа от нулевого максимума?
Какой вид имеет интерференционная картина в случае монохроматического света?