Концепция экон-й реформы Горбачева и его команды была сформулирована на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Подготовка к нему шла трудно. «Закона о гос-м предприятии-(объединении)» и пакета из 11 совместных постановлений ЦК и Совмина СССР, конкретизирующих закон (о Совмине, о Госснабе, Госплане, Минфине, республиканских органах управления, о реформе ценообразования, совершенствовании банковской системы). изменялось соотношение прав министерств и предприятий, союзных и респуб-х органов власти. Вместо плана вводился гос-й заказ, оставшиеся после этого изделия предприятиям разрешалось рёализовывать по своему усмотрению. На предприятиях предусматривалось избрание рук-лей, советов трудовых коллективов, -повысить ответственность и заинтересованность работников. расширение прав предприятий в определении зарплаты и выбора ассортимента выпускаемой продукции.
Закон о гос-м предприятии обобщил все лучшее, что сущ-ло в тогдашней практике хозя-ния и было апробировано в порядке эксперимента. Одновременно з. - вершиной предшествующего этапа экон-го вольномыслия, предоставляя предприятиям невиданную ранее свободу и вводя реальные элементы рыночного регулирования хоз-х отношений. первые результаты действия Закона были далеки от ожидаемых.
|
|
В 1988 г. госзаказ составил в среднем 85%, однако предприятия требовали его увеличения, т.к. отсутствие опыта, а также рыночной инфраструктуры (бирж, посреднических контор и др.), осложняли реализацию изготовленных изделий. Выборность директоров приводила к выдвижению не лучших профессионалов. Многие предприятия воспользовались возможностью поднять зарплату своим работникам, в то же время, поднимали цены на изделия, сокращали выпуск дешевого ассортимента. К такому повороту событий не было готово ни общество, ни гос-во.
неоднозначной кооперативная политика. В 1987—1988 гг. принят ряд актов, поощряющих частную инициативу. Закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.). За счет быстрого роста кооперативного движения гос-во стремилось улучшить положение в соц-й сфере. Однако, Льготы позволяли кооператорам закупать сырье по низким госценам, а продавать свою продукцию по высоким, коммерческим. При сопоставимой интенсивности труда зарплата в кооперативах выше, чем в Гос-м секторе.
Создавались совместные предприятия- расширены права госпредприятий и кооперативов во внешнеэкон-й деят-ти; началась коммерциализация отраслевых банков; в августе 1988 г. зарегистрирован первый кооперативный банк; в ходе обсуждения аграрных проблем продвигалась идея аренды, разрешено приступить к выпуску акций предприятиями и организациями; рассматривался вопрос о возможной конверсии. Преимущественно в этих сферах концентрировалось социально активное население, наиболее заинтересованное в радикализации экон-й реформы.
|
|
Ни одно из них не решило тех задач, которые первоначально на них возлагались.. С 1988 г. отмечали начало ажиотажного спроса, а уже к осени говорили о развале потребительского рынка в результате финансовых диспропорций.
причин хоз-х неудач = недооценка роли финансовых рычагов регулирования экономики, что было характерно для мышления высшей партийно-хоз-ой элиты в 1985—1988 гг. По мнению специалистов, ценовая и денежная реформы д. б. сопутствовать, не отставать от других прорыночных преобразований. В СССР же ситуация развивалась иначе. Принципиальное решение о реформе ценообразования было принято на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК, д.б. - с 1 января 1988 г. Всю. пол. 1987 г. в Госкомцен «гнали» подготовку реформы, и к нач. января 1988 г. ее параметры были определены. Не отрицая ее важности и необходимости в принципе, реформу тем не менее отложили. Экономист Е. Сабуров -важнейшая рыночная реформа так и не была запущена ни в 1988-г".'; ни позже.
О ней открыто заговорили лишь под влиянием кризиса в 1989 г., оказалась в центре полит-й борьбы. Призывая к проведению рыночных реформ, горбачевское руко-тво само оттягивало их начало. В^=» кризисная ситуация в соц.-экон-й сфере.становилась менее управляемой, сужая возможности относительно плавного перехода к рыночным отношениям и создавая питательную почву для полит-го и экон-го радикализма.
В 1989 г. негативные тенденции в развитии экономики приобретают необратимый характер. Это вынудило рук-во страны искать отличные от прежних рецепты решения экон-х проблем. В 1985 — 1988 гг. советником М. Горбачева по экон-м вопросам был академик С. Аганбегян. л директор Института экономики АН СССР академик Л. Абалкин. В июле 1989 г. он в ранге вице-премьера возглавил Гос-ю комиссию по экон-й реформе при прав-ве СССР. Комиссия призвана разработать сценарий преобразований, обеспечивающих плавный, регулируемый перевод сов-й плановой экономики на рыночные рельсы.
Однако почти сразу после создания комиссия вызвала к себе настороженно-критическое отношение. 1) ее руководителя ассоциировали с нерешительным премьером Н. Рыжковым, с которым связывали печальные результаты хоз-ния 1985—1989 гг. 2) среди ученых-экономистов вне прав-ва все большее распространение получали идеи ускоренного движения к рынку, радикального реформирования сов-й экономики. К этим идеям стал склоняться и Горбачев, что нашло отражение в приглашении им в декабре 1989 г. к себе в качестве советника по экон-м вопросам известного своими последовательно рыночными взглядами академика Н. Петракова. Однако новые взгляды на переход страны к рынку оформились лишь весной 1990 г., а летом были предложены в виде получивших широкую известность программ.