Праблемы экан. Рэформы у СССР у сяр.-др. пал.80-х гг

Концепция экон-й реформы Горбачева и его команды была сформулирована на июнь­ском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Подготовка к нему шла трудно. «Закона о гос-м предприятии-(объединении)» и пакета из 11 совместных постановлений ЦК и Совмина СССР, конкретизирующих закон (о Совмине, о Госснабе, Гос­плане, Минфине, республиканских органах управления, о реформе ценообразования, совершенствовании банковской системы). изменялось соотношение прав мини­стерств и предприятий, союзных и респуб-х орга­нов власти. Вместо плана вводился гос-й заказ, оставшиеся после этого изделия предприятиям разрешалось рёализовывать по своему усмот­рению. На предприятиях предусматривалось избра­ние рук-лей, советов трудовых коллективов, -повысить ответственность и заинтересованность работников. расширение прав предприятий в опреде­лении зарплаты и выбора ассортимента выпускаемой про­дукции.

Закон о гос-м предприятии обобщил все луч­шее, что сущ-ло в тогдашней практике хозя-ния и было апробировано в порядке эксперимента. Одновремен­но з. - вершиной предшествующего этапа экон-го вольномыслия, предоставляя предприятиям неви­данную ранее свободу и вводя реальные элементы рыночного регулирования хоз-х отношений. первые результаты действия Закона были далеки от ожи­даемых.

В 1988 г. госзаказ составил в среднем 85%, однако пред­приятия требовали его увеличения, т.к. отсутствие опыта, а также рыночной инфраструктуры (бирж, посреднических контор и др.), осложняли реализацию изготовленных изде­лий. Выборность директоров приводила к выдвижению не лучших профессионалов. Многие предпри­ятия воспользовались возможностью поднять зарплату сво­им работникам, в то же время, поднимали цены на изде­лия, сокращали выпуск дешевого ассортимента. К такому по­вороту событий не было готово ни общество, ни гос-во.

неоднозначной кооперативная по­литика. В 1987—1988 гг. принят ряд актов, поощряю­щих частную инициативу. Закон «О ко­операции в СССР» (май 1988 г.). За счет быстрого роста кооперативного движения гос-во стремилось улучшить положение в соц-й сфере. Однако, Льготы позволяли кооператорам закупать сырье по низким госценам, а продавать свою продукцию по высо­ким, коммерческим. При сопоставимой интенсивности тру­да зарплата в кооперативах выше, чем в Гос-м секторе.

Создавались совместные предприятия- рас­ширены права госпредприятий и кооперативов во внешне­экон-й деят-ти; началась коммерциализация отраслевых банков; в августе 1988 г. зарегистрирован первый кооперативный банк; в ходе обсуждения аграрных проблем продвигалась идея аренды, разрешено присту­пить к выпуску акций предприятиями и организациями; рас­сматривался вопрос о возможной конверсии. Преимуще­ственно в этих сферах концентрировалось социально активное население, наиболее заинтересованное в радикали­зации экон-й реформы.

Ни одно из них не решило тех за­дач, которые первоначально на них возлагались.. С 1988 г. отмечали начало ажиотажного спроса, а уже к осени говорили о раз­вале потребительского рынка в результате финансовых дис­пропорций.

причин хоз-х неудач = недооценка роли финансовых рычагов регу­лирования экономики, что было характерно для мышления высшей партийно-хоз-ой элиты в 1985—1988 гг. По мнению специалистов, ценовая и денежная реформы д. б. сопутство­вать, не отставать от других прорыночных преобразований. В СССР же ситуация развивалась иначе. Принципиальное ре­шение о реформе ценообразования было принято на июньс­ком (1987 г.) Пленуме ЦК, д.б. - с 1 ян­варя 1988 г. Всю. пол. 1987 г. в Госкомцен «гнали» подготовку реформы, и к нач. января 1988 г. ее параметры были определены. Не отрицая ее важности и необходимости в принципе, реформу тем не менее отложили. Экономист Е. Сабуров -важнейшая рыночная рефор­ма так и не была запущена ни в 1988-г".'; ни позже.

О ней открыто заговорили лишь под влиянием кризиса в 1989 г., оказалась в центре полит-й борьбы. При­зывая к проведению рыночных реформ, горбачевское руко­-тво само оттягивало их начало. В^=» кризисная ситуация в соц.-экон-й сфере.становилась менее управляемой, сужая возможности относительно плав­ного перехода к рыночным отношениям и создавая пита­тельную почву для полит-го и экон-го ради­кализма.

В 1989 г. негативные тенденции в развитии экономики приобретают необратимый характер. Это вынудило рук-во страны искать отличные от прежних рецепты решения экон-х проблем. В 1985 — 1988 гг. советником М. Горбачева по экон-м вопросам был академик С. Аганбегян. л директор Института экономики АН СССР академик Л. Абалкин. В июле 1989 г. он в ранге вице-премьера возгла­вил Гос-ю комиссию по экон-й реформе при прав-ве СССР. Комиссия призвана разрабо­тать сценарий преобразований, обеспечивающих плавный, регулируемый перевод сов-й плановой экономики на ры­ночные рельсы.

Однако почти сразу после создания комиссия вызвала к себе настороженно-критическое отношение. 1) ее руководителя ассоциировали с нерешительным премьером Н. Рыжковым, с которым связывали печальные результаты хоз-ния 1985—1989 гг. 2) среди ученых-эко­номистов вне прав-ва все большее распространение по­лучали идеи ускоренного движения к рынку, радикального реформирования сов-й экономики. К этим идеям стал склоняться и Горбачев, что нашло отражение в приглаше­нии им в декабре 1989 г. к себе в качестве советника по эко­н-м вопросам известного своими последовательно ры­ночными взглядами академика Н. Петракова. Однако новые взгляды на переход страны к рынку оформились лишь весной 1990 г., а летом были предложены в виде получивших широ­кую известность программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: