Исследование проблемы формирования художественно-конструкторских навыков в системе целей современного школьного образования

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ.

Исследование проблемы формирования художественно-конструкторских навыков в системе целей современного школьного образования.

Научно-технический прогресс сейчас охватывает все области общественно-производственной деятельности человека, что, в свою очередь, предъявляет новые требования к подготовке специалистов и изменениям в содержании учебных дисциплин как в высших, профессионально-технических учебных заведениях, так и в общеобразовательных школах. Немалой является роль художественно-конструкторской деятельности в процессе адаптации к новым условиям, поскольку её наличие необходимо специалистам любого производства.

Наличие большого количества научных исследований (Знамеровской Н.П., Пригодий А.В., Харитоновой В.В., Гервас О.Г.), проведенных на базе общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, дают возможность сделать вывод, о существовании необходимости привлечения учащихся к художественно-конструкторской деятельности. Эта необходимость возникает в силу того, что объекты, которые изготавливаются учащимися в процессе обучения, требуют художественно-конструкторского подхода, ведь они должны быть не только удобными, но и красивыми и полезными. Это в свою очередь повысит конкурентоспособность изготавливаемых ими изделий.

Насущной для школы является проблема перехода от знаниевого подхода в обучении к творческому, т. е. определяющей является уже не знаниевая база, а творчество личности, способность ее к саморазвитию. Именно в условиях художественно-конструкторской деятельности создается среда, способствующая раскрытию творческого потенциала личности, формируются умения действовать в нестандартных ситуациях, непосредственно на практике учащиеся могут применить знания из различных областей наук. Все это дает основания считать, что процесс художественного конструирования на уроках трудового обучения существенно влияет на реализацию одной из основных задач современного образования — формирования образованного человека с инновационным типом мышления, способного к творческой преобразовательной деятельности во всех сферах человеческой жизни.

«Художественное конструирование—творческая проектная деятельность человека, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путем приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Художественное конструирование содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего материальным и духовным потребностям человека» [1]. Именно художественно-конструкторская деятельность учащихся 5—7 классов находит свое место в школьной программе по трудовому обучению и при изучении обслуживающего труда. Однако в ее содержании не раскрываются в достаточной мере вопрос по формированию у учащихся конструкторских умений при выполнении проектов. Методические же разработки по этому направлению также отсутствуют, за исключением отдельных исследований зарубежных педагогов, которые рассматривают вопрос проектной деятельности школьников.

Одной из задач исследования было определение состояния усвоения учащимися 5—7 классов художественно-конструкторских понятий и умений, необходимых для проектирования и изготовления швейных изделий для оформления окна. Результаты эксперимента свидетельствуют, что художественно-конструкторская деятельность по своему содержанию является вполне доступной для учащихся 5—7 классов. Наблюдается достаточно высокая активность учащихся 5-х классов в заинтересованности объектом проектирования. На учеников производят большое впечатление примеры, которые приводит учитель во время демонстрации лучших образцов изделий, изготовленных ранее их предшественниками. Но со временем отсутствие практической работы, связанной с выполнением конкретных технологических операций, и преобладание работ, связанных с выбором формы будущего изделия, планированием работ на его изготовление и т. д., снижает интерес учащихся и их активность в работе на уроке, а уровень удовлетворительных и неудовлетворительных оценок остается высоким.

Наибольшие трудности, которые возникали у детей в ходе художественно-конструкторской деятельности, связаны с выполнением эскизов, чертежей и т. д. Так, при изучении и последующем контроле по теме «Виды проектной документации: эскиз, чертеж, шаблоны» ученики 5-го класса испытывали значительные трудности с составлением эскиза, технического описания будущего изделия и т. д.

В 6-м классе дети не могут четко дать определение таких понятий, как «процесс конструирования», «требования к изделию», в 7-м у большинства учащихся возникают значительные трудности с составлением технологической карты по чертежу, что предусмотрено действующей программой. Причины таких проблем в обучении могут носить как объективный, так и субъективный характер.

На занятиях в школьной мастерской ученики еще не имеют соответствующих знаний и подготовки по вопросам графической грамоты и соответствующих графических умений. В связи с этим практика работы в школе показывает, что для успешного решения поставленных задач и выполнения творческого проекта ученику необходимо не только составлять чертежи, но и уметь читать их. Дополнительные опросы показали, что необходимость в чтении чертежей возникает с первых занятий, когда пятикласснику необходимо не только определить форму и конструкцию изделия, а сначала представить его внешний вид, его ориентировочные габаритные размеры, ориентацию в пространстве и т. д.

Дополнительные проблемы возникают еще и тогда, когда проектирование изделия включает коррекцию конструкции запланированного изделия. Поэтому если при использовании учителем традиционной методики обучения учащихся конструированию он мог предложить учащимся шаблон или готовые чертежи, то при проектной деятельности учащиеся должны уметь сопоставлять чертежи изготовленным изделиям и при необходимости вносить изменения. Для того чтобы ученик выполнял такую коррекцию изделия, он должен уметь читать чертежи. Этим проектная художественно-конструкторская деятельность и приближает участников проекта к реальным условиям, в которых работает художник-конструктор.

Проведенный эксперимент дает возможность предположить, что художественно-конструкторская деятельность учащихся будет более успешной, если учить школьников выполнять специально разработанные задания на поиск образцов изделия как объекта художественного конструирования, их анализ и выбор оптимального образца, его совершенствования посредством методов проектирования или интерактивных методов. Из опыта работы учителей известно, что учить детей основам художественного конструирования возможно лишь на примере изготовления конкретных объектов труда. Вместе с тем такой конкретный материал должен стать основой для формирования основных конструкторских понятий. В связи с этим возникает необходимость разработать методику формирования у школьников 5—7 классов художественно-конструкторских понятий и умений, который станет основой для привлечения их к художественно-конструкторской деятельности.

Уровень успешности в ходе усвоения учащимися художественно-конструкторских знаний и умений может быть значительно выше. Это объясняется тем, что наблюдения, которые я проводила в процессе эксперимента, показали целый ряд методических препятствий, мешающих детям более эффективно усваивать учебный материал. Так, наиболее распространенными препятствиями являются те, которые связаны с процессом непосредственного художественного конструирования конструкции определенного изделия.

Ученики 5—7 классов имеют достаточно низкий уровень самостоятельности в процессе конструирования. Одним из недостатков конструкторской деятельности является то, что она предполагает наличие у детей способности работать самостоятельно. Ведь ученики должны уметь предлагать форму будущего изделия или детали или находить возможные пути реализации того или иного творческого проекта, планировать и производить приспособления и конструкции, осуществлять оценку конструкторской деятельности и т. п. С точки зрения методики обучения учащихся определенным технологиям, возникает обоснованный вопрос, как учить учащихся мыслить самостоятельно?

В связи с этим следует отметить, что результаты эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

1. Проектная деятельность предполагает реализацию сконструированного объекта. В связи с этим учителя часто отмечают, что дети при изготовлении спроектированного изделия продолжают «творить» во время его изготовления и в процессе работы добавляют к изготовленной конструкции детали или изменяют ее форму. Соответственно, меняется арсенал тех инструментов, которыми пользуются дети во время работы на определенном занятии. В связи с тем, что учебный процесс учителем планируется заранее, это вызывает определенные методические трудности в обучении школьников ручной обработке материалов.

2. Ученики зачастую не понимают ряд технических понятий, используемых непосредственно в практической работе, и это влияет на качество их конструкторской деятельности.

Например, когда учитель предлагал ученикам усовершенствовать конструкцию изделия, внести новые элементы в конструкцию изделия, ученики часто не понимали суть таких понятий, как деталь, элементы детали, требования к конструкции изделия и т. д.

Некоторые понятия, касающиеся основ художественного конструирования, пятиклассники могут искажать, сокращая их по-своему, хотя иногда их содержание они понимают правильно и правильно анализируют конструкцию изделия (в 7-м классе) и осуществляют соответствующие выводы. Элемент детали часто называют «нужной (или важной) частью детали»; деталь у них — это «часть изделия, изготовленная из одного материала», а изделие (объект технологической деятельности) — это «то, что мы делаем», или «штука, которая состоит из нескольких деталей»и т. д.

На вопрос учителя: «Почему была выбрана именно такая форма изделия?» — Ученики (5—6 классы) обычно отвечают: «Чтобы проще было обрабатывать», «Меньше изгибов и опылять проще» и т. д. Есть ученики, которые, занимаясь художественно-конструкторской деятельностью, обосновывают выбор формы исходя лишь из жизненного опыта и практических навыков, а не требований, предъявляемых к объекту проектирования, — показатель качества объекта проектирования.

Таким образом, как результаты контрольных работ, так и дополнительные опросы детей и беседы с учителями убеждают, что уровень сформированности художественно-конструкторских понятий и умений достаточно низкий. Учителя не используют возможностей учебной программы по приобщению учащихся к проектной, художественно-конструкторской деятельности в полной мере.

На основе анализа результатов эксперимента можно утверждать, что эффективность усвоения учебного материала данной части учебной программы (темы «Художественное конструирование», «Интерьер жилого помещения», «Художественное оформление окон тканями») можно повысить через изобретение более эффективных методических подходов в процессе формирования художественно-конструкторских умений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: