Одним из важнейших экономических показателей влияющий на процентные ставки, обменные курсы, стоимость и качество жизни является уровень инфляции. Ученные и экономисты по всему миру ведут дискуссии о том, каким должен быть уровень инфляция.
Утверждается, что даже умеренная инфляция приносит экономике государства значительный ущерб и долгосрочному росту, так как искажает экономику и блокирует действие одних из главных факторов экономического роста.
Прежде всего, инфляция несправедлива с социальной точки зрения, т.к. является своеобразным налогом на тех, чьи доходы фиксированы в номинальном выражении или неадекватно индексируются в соответствии с ней, а это, как правило, наиболее бедная часть населения.
Но не все экономисты так считают, например, по мнению французского экономиста Жака Сапира, стремление достичь нулевой инфляции является опасной и может затормозить экономический рост, а так же может даже спровоцировать депрессию. В этом случае может произойти дисбаланс между предложением и спросом. Поэтому можно сделать вывод: что экономика нуждается в некотором уровне инфляции. Примером может служить всем нам известная «Великая Депрессия» в США и последняя длительная депрессия в Японии. Дж.М. Кейнс считал, что инфляция в 3 % является оптимальной для регулирования цен и заработной платы, а так же стимулирует рост ВВП и увеличивает деловую активность в стране.
|
|
Однозначных ответов на вопрос, каким должен быть уровень инфляции, у исследователей нет. Но в целом несомненно можно сказать одно, что последствия инфляции несут негативный характер.
Острота проблемы инфляции определяется несколькими причинами:
Во-первых, если взять наш рубль, то при укреплении его курса к доллару и евро, происходит ослабление ценовой конкурентоспособности наших товаропроизводителей.
Во-вторых, инфляция как мы знаем, проявляется в росте цен на конкретные товары и услуги, а это в свою очередь вызывает недовольство со стороны покупателей, особенно если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов.
В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям в условиях инфляции трудно работать, так как их оборотные средства обесцениваются, и они с трудом могут спрогнозировать дальнейшую ситуацию. Поэтому в последнее время множество центробанков при выборе основной цели денежно-кредитной политики ориентируется на ограничение инфляции.
Показателями инфляции являются индексы цен, отражающие динамику цен.
Основные индексы цен:
1. Индекс на потребительские товары
2. Индекс цен производителей
3. Индекс цен потребителей на продукцию и услуги производственно - технического назначения
|
|
4. Индексы – дефляторы.
Индекс потребительских цен – измеряет изменение стоимости товаров и услуг и является главным индикатором, который характеризует уровень инфляции.
Однако следует отметить, что индекс инфляции (ИПЦ или любой другой), не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Более важную роль для них играют собственные "инфляционные ощущения", которые трактуются как субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции. Инфляционные ощущения порождают "инфляционные настроения", т.е. готовность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять требования работодателям о повышении заработной платы. Собственно говоря, термин "инфляционные ожидания" - это не что иное, как проекция инфляционных ощущений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.
При этом индивидуальный индекс потребительских цен для данного потребителя может значительно отличаться от общего ИПЦ вследствие отличий величин и структуры расходов индивида от средних по экономике. Общий ИПЦ должен представлять собой средневзвешенную величину индивидуальных индексов. Но при этом важное значение имеет дифференциация индексов цен по группам товаров и услуг, которые потребляются индивидами с разными уровнями доходов и разным местом жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном общем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большинства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими доходами. Подобная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.
Существует и психологический фактор инфляционных ощущений и настроений. В тех государствах, где не особо развита рыночная экономика, «Инфляционные настроения» имеют очень важное значение.
Индивиды быстрее чувствуют повышение цен по товарам, затрагивающим жизненно-важные интересы, и которые покупаются практически каждый день.
К таким товарам можно отнести: хлебобулочные изделия, мясомолочные продукты, овощи, фрукты, услуги пассажирского транспорта, а так же следует сюда отнести лекарства, образовательные и медицинские услуги.