Налоговая политика

В научной и учебно-методической литературе до сих пор не сложилось общепринятого толкования понятия «налоговая политика». В наиболее общем виде налоговая политика представляет собой составную часть общей экономической и социальной политики государства. Именно налоговая политика определяет характер и цели складывающейся налоговой системы. Налоги и другие компоненты налоговой системы являются инструментами налоговой политики.

Налоговая политика, будучи относительно самостоятельной и независимой, призвана обеспечивать финансовыми ресурсами бюджетную систему страны, а значит, «обслуживает» бюджетную политику.

Однако в не меньшей степени налоговая политика должна стимулировать экономический рост. В частности, (а) налогообложение не должно препятствовать росту сбережений населения и процессу капиталообразования фирм; (б) необходима эффективная система взимания и перераспределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней для обеспечения гармоничного развития государства как целого и проведения региональной политики; (в) система налогообложения должна сохранять неизменность своих базисных принципов формирования на длительный период.

Налоговая политика должна способствовать сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения, поэтому можно говорить о неразрывной связи между налоговой и социальной политикой. Точно так же через определенные налоговые инструменты осуществляется воздействие на природоохранную, таможенную, валютную и другие направления государственной политики.

Налоговую политику можно свести к трем элементам:

• определение и постановка основных целей, вытекающих из общих целей социально-экономического развития общества, их конкретизация до уровня перспективных и текущих задач (в этом смысле можно говорить о налоговой стратегии и налоговой тактике);

• разработка методов, определение средств и конкретных организационных форм, которые будут обеспечивать намеченные цели и задачи;

• подбор, расстановка и обучение кадров, которые будут реализовывать цели.

Налоговая политика может быть действенной (как, впрочем, и любая политика) лишь в том случае, если она опирается на серьезные теоретические обоснования и глубокие концептуальные разработки.

Среди многих плодотворных идей, разработанных А. Смитом, прежде всего следует выделить доказанную им необходимость множест-

венности налоговых платежей. Множественность налогов в налоговой

системе позволяет в большей мере уловить платежеспособность нало-

гоплательщиков, отразить разнообразие форм доходов, сделать общее

бремя психологически менее заметным, воздействовать на производст-

во, потребление и накопление. Однако отсюда вытекает необходи-

мость умеренности ставок по каждому из налогов. Вместе с тем мно-

жественность налогов усложняет расчеты и налоговый контроль, по-

тенциально предоставляет возможности уклонения от них. Поэтому

общее число налогов в системе должно быть оптимально.

Важная проблема налоговой политики — выбор надлежащего ис-

точника и объекта налогообложения. Здесь принципиальна позиция

Д. Рикардо, считавшего налоги неизбежным злом. Государство долж-

но поощрять развитие производства, экономический рост. По мне-

нию Рикардо, нельзя облагать налогами капитал и сдерживать его

накопление; нежелательно обложение прибыли, поскольку это огра-

ничивает самофинансирование бизнеса. Поэтому акцент в налоговой

политике должен быть сделан на обложении физических лиц (их до-

ходов, имущества, потребление). Современное налогообложение в

промышленно развитых странах Европы (см. табл. 4.1) практически

соответствует взглядам Рикардо.

Согласно марксистской социологической доктрине, предпочтение должно быть отдано прогрессивному подоходному и поимущественному налогообложению, т. е. ущемлять следует богатых. Косвенные налоги, как регрессивные, ухудшающие положение малообеспеченных, Маркс назвал прогрессивными «навыворот». Между тем действующая налоговая система РМ сформирована вопреки Марксу.

Д. Милль разработал налоговую теорию услуг, суть которой состоит в следующем: граждане должны уплачивать налоги пропорционально благам, получаемым ими от деятельности государства. С этой точки зрения в условиях роста коммерциализации образования, здравоохранения, культуры в Молдове налоговую нагрузку на граждан следует снижать.

В целях ослабления социальной напряженности Милль предложил внести изменения в сферу распределения доходов: при подоходном налогообложении граждан следует вводить необлагаемый минимум, равный прожиточному минимуму. При этом надо учитывать как суммы доходов членов семьи (домохозяйства), так и суммы прожиточных минимумов для всех членов семьи. Такая политика несколько лет используется во Франции, где обложению подлежит доход не отдельного физического лица, а доход семьи.

Подобного рода изменения в налоговой политике выдвигаются и

отечественными учеными. Предлагается освободить от налогообложения

минимальные доходы граждан за счет установления необлагаемого

минимума на уровне, достаточном для проживания самого работника

и его семьи, при условии, что будет снижено предоставление бес-

платных социальных услуг, финансируемых за счет государственного

бюджета, и установлен льготный режим для частного пенсионного

обеспечения. При этом должны стимулироваться все формы зараба-

тывания дополнительных пенсий — с помощью страховых фирм, ча-

стных пенсионных фондов, за счет средств предприятий и т. д.

Воздействие налоговой политики на процессы производства и об-

ращения, социальное выравнивание осуществляется, как правило,

опосредованно. Поскольку невозможно разработать такую политику,

которая устраивала бы всех в равной мере, отметим некоторые спор-

ные моменты в действующей налоговой политике.

Во-первых, рост косвенных налогов в зависимости от эластично-

сти спроса по цене может привести либо к убыточности хозяйства

потребителей, либо к общему росту цен и инфляции (снижению

уровня жизни малообеспеченных), либо к сокращению спроса на

определенный товар и убыточности его производства.

Во-вторых, косвенные налоги влияют на объем производства того

или иного товара, причем воздействие одного и того же налога по

одной и той же ставке различно для динамики производства това-

ров, поскольку различна эластичность спроса.

В-третьих, по-разному воздействуя через рыночный механизм на

уровень цен и объем производства товаров, налоги тем самым влия-

ют на величину и распределение дохода от производства и реализа-

ции тех или иных товаров, что выступает косвенным фактором

структурных преобразований экономики и перелива капитала между

отраслями.

В-четвертых, согласно теории налогообложения Смита, пропор-

циональное обложение в известном смысле несправедливо (10%-ная

налоговая ставка для бедных налогоплательщиков будет несопоста-

вимо тяжелее, нежели такая же ставка для богатых). Не случайно

реализованная, например, в Налоговом кодексе РФ идея единой ставки налога

на доходы физических лиц в размере 13% подвергается обоснован-

ной критике. Практически во всех странах мира налоги являются

либо профессивными (тяжесть обложения растет для более крупных

доходов и состояний за счет увеличения ставки), либо регрессивны-

ми. Кроме того, вводится определенная дифференциация, в частно-

сти путем установления не облагаемого налогом минимума доходов,

выведения из налогооблагаемой базы некоторых видов имущества,

например имущества, переходящего в порядке наследования или да-

рения, и др.

В-пятых, чрезмерные прогрессивные налоги сковывают процессы

накопления капитала; подрывают хозяйственную и трудовую мотива-

цию; провоцируют уклонение от налогов; в условиях открытой эко-

номики вызывают утечку капитала за границу. Иными словами,

можно сформулировать следующий базовый принцип налоговой по-

литики: налог должен сохранять накопленный капитал, оставлять ис-

точники для накопления, сохранять стимулы для совершенствования

производства.

В-шестых, поимущественное обложение должно быть умеренным, чтобы в случае низкой рентабельности не затрагивать капитал предприятия (в странах с развитой рыночной экономикой подобным налогом облагаются лишь активы крупных корпораций). Поимущественное налогообложение вместе с тем обладает определенными преимуществами:

(а) делает бессмысленным сокрытие прибылей;

(б) ограничивает заинтересованность корпораций в наращивании нераспределенных прибылей в ущерб дивидендам;

(в) создает источник доходов региональных бюджетов;

(г) стимулирует рациональное, эффективное использование производственных ресурсов, поскольку платить приходится даже за неиспользуемое имущество.

В-седьмых, в современных условиях существенное значение при-

обретает воздействие налогов на ускорение научно-технического про-

гресса. В этой сфере возможны различные методы и решения. На-

пример, проведение политики ускоренной амортизации (государство

намеренно занижает налоговую базу по налогу на прибыль, но спо-

собствует технической модернизации предприятий, выходу их из де-

прессивного состояния). Правда, этот прием имеет особую значи-

мость для капиталоемких отраслей. Второй вариант — вычет из обла-

гаемой базы затрат на НИОКР (например, в ФРГ эти затраты

включаются в издержки в полном объеме). Такая налоговая полити-

ка способствует ускоренному развитию наукоемких производств.

Третья модель — предоставление налоговых льгот венчурным (как

правило, малым) предприятиям, что расширяет «поле» проводимых

в стране научно-технических разработок.

Если обратиться к опыту налоговой политики развитых стран,

осуществляемой в рамках основных научных концепций, то следует

выделить два противоположных направления.

Кейнсианское направление предполагает высокое налоговое бре-

мя, обосновывая это тем, что необходимы средства для существен-

ных государственных расходов и формирования «эффективного

спроса»; при этом различным предприятиям и отраслям предостав-

ляются ощутимые и разнообразные налоговые льготы, рассматривае-

мые как важнейший инструмент государственного регулирования

экономики.

В рамках неоклассического направления, наоборот, взят курс на

постепенный отказ от налоговых льгот, что расширяет налоговую

базу, позволяет снизить общее налоговое бремя, сформировать усло-

вия для честной и справедливой конкурентной борьбы.

Особую роль в рамках неоклассического направления играет на-

учная школа «экономики предложения». Налоговая политика этой

школы предусматривает:

• снижение предельных налоговых ставок на личные доходы гра-

ждан как фактор увеличения предложения труда, повышения его

производительности;

• снижение предельных налоговых ставок на прибыль корпора-

ций как фактор роста инвестиций (видный представитель этой шко-

лы А. Лаффер разработал функциональную зависимость между вели-

чиной государственных налоговых поступлений и ставкой налога на

прибыль корпораций. По его расчетам, для условий США 70-х годов

XX в. оптимальной была ставка 34%);

• сокращение непроизводительных расходов государства на регу-

лирование экономики как фактор повышения производительных рас-

ходов частного сектора и роста частных инвестиций;

• стабильность налоговой системы и налоговой политики как

фактор снижения риска и неопределенности и повышения уверенно-

сти предпринимателей и потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: