Рационализм неклассической философии

Рационализм неклассический - историко-философская категория, применяемая для обозначения ряда направлений постклассической и современной философии, методология которых основана на логико-понятийном отражении действительности, в противовес иррационализму, полагающему логико-понятийный аппарат принципиально неадекватным реальности. Главное отличие неклассического рационализма от классического - это отказ от признания рациональности самого мира. Так, если у Гегеля рациональное познание было возможно за счёт тождества познающего сознания и сознания, являющегося субстанцией, то у представителей неклассического рационализма сознание обретает способность адекватно отражать реальность лишь постепенно - в силу исторической эволюции (марксизм, позитивизм О. Конта) или целенаправленных усилий научного сообщества (неопозитивизм, постпозитивизм). К неклассическому рационализму относят такие направления, как неогегельянство, неокантианство, марксизм и неомарксизм, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, логический позитивизм, критический рационализм. В современных условиях уже наметился плодотворный синтез неклассического рационализма и иррационализма, проявившийся в том, что аналитическая философия переняла опыт философской герменевтики и в таком виде стала основной формой современной гносеологии, в синтезе фрейдизма и марксизма Э. Фроммом, в соединении марксизма, философии жизни и феноменологического экзистенциализма в философии коммуникации, наконец, в последовательной деконструкции обоих направлений философами постмодернизма [4, с.327].

4. Неопозитивизм. Марксизм. Позитивизм.

МАРКСИЗМ, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они разработали материалистическую диалектику и материалистическое понимание истории (смотри Диалектический материализм, Исторический материализм), теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Взаимодействие этих сфер образует формации общественно-экономические, смена которых определяет процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов - движущая сила истории, ее высшее выражение - социальная революция. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии, устанавливающий свою власть и осуществляющий переход к коммунизму. Марксизм стал важной вехой в развитии социальной мысли 19 в. В то же время в нем абсолютизируется роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицается возможность прогрессивной эволюции буржуазного общества, романтизируется историческая роль пролетариата, утверждается необходимость ликвидации частной собственности, парламентских институтов и разделения властей. Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, с начала 20 в. разделившегося на революционное течение (В.И. Ленин и другие), в котором возобладало крайне левое истолкование марксизма, и реформистское течение (Э. Бернштейн и другие), подвергшее критике теоретические положения марксизма и отказавшееся от его основных положений. После Октябрьской революции в России марксизм стал государственной идеологией, подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму.

Позитивизм - направление буржуазной философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение П. было своеобразной реакцией на неспособность спекулятивной философии (напр., нем. классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в др. крайность, П. вовсе отверг теоретическую спекуляцию, умозрение как средство получения знаний. Проблемы, понятия и положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п.), к-рые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, П. объявил ложными или лишенными смысла. Сам П. претендовал на звание принципиально новой, «неметафизической» ("позитивной ") философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути П. есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое знание в той или иной форме, то никакая спекуляция не может быть знанием. Но сам П. не избежал участи прежней философии, ибо его собственные гл. положения (отрицание умозрения, феноменализм и др.) оказались не поддающимися опытной проверке и, следовательно, «метафизическими». Основателем П. был Конт, к-рый ввел и термин «П.». Исторически выделяют три этапа в развитии П. Представители первого - Конт, Э. Литтре, П. Лаффит (Франция), Миллъ, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания - Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании об-ва на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа П.- эмпириокритицизма - относится к 70- 90-м гг. 19 в. и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно-реальных предметов, к-рого еще придерживались представители раннего П. В махизме проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм. Возникновение и формирование новейшего П., или неопозитивизма, связано с деятельностью Вемсгео-го кружка (О. Нейрат, Корнал, Шлик, Франк и др.) и берлинского Об-ва 8м-пирическои философии (Рейхенбах, Ф. Крауз и др.), объединявших в себе мн. направления: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику (близки к этим направлениям операционализм, прагматизм). Осн. место на этом, третьем, этапе П. занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления П. пошли по линии сближения «логики науки» с математикой, по линии формализации гносеологических проблем [3, с.56].

Неопозитивизм (или логический позитивизм) возникает в начале 20-ых годов 20 века (в 30-ые большинство неопозитивистов переезжают в США, оказав тем самым сильное влияние на американскую аналитическую философию). Неопозитивизм объединяет представителей различных философских школ, работающих в русле аналитической стратегии и центрированных на рассмотрении науки. В первую очередь, это представители «Венского кружка философов», объединившего философов, логиков и математиков. В нашем учебном знании мы будем рассматривать идеи Морица Шлика (1882 - 1936) - ученика М. Планка, семантика, и Рудольфа Карнапа (1891 - 1970) - ученика Г. Фреге, синтактика.

Цель, которую ставили перед собой неопозитивисты, заключается в научном постижении мира на основе данных логики, математики, физики. При этом очень важно было определить критерии, на основании которых можно проводить демаркацию научного и ненаучного знания. Другими словами, речь идет о критерии научности знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: