Конкуренция как основа рыночной экономики - это мощный стимул экономического роста.
Главное содержание конкуренции — борьба за полное удовлетворение потребностей потребителя. Для успешного конкурёнтного противоборства предпринимателю нёобходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень.
Существуют следующие несхожие рыночные ситуации: чистая конкуренция, чистая (абсолютная) монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Чистая конкуренция. В этой ситуации не ограничено число участников конкуренции, производящих однородную продукцию.
Чистая (абсолютная) монополия. Для нее характёрно наличие одной фирмы, являющейся межведомственным производителем продукции или услуг, не имеющей к тому же близких заменителей. Фирма представляет собой всю отрасль, за- блокировано проникновение в отрасль других фирм и, естественно, отсутствует дифференциация продукции.
Монополистическая конкуренция - рыночная ситуация, при которой относительно большое число продавцов, которые производят дифференцированные продукты. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителей складываются неценовые предпочтения, продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, доступности товара и услуг, интенсивности рекламы и т.д. Вхождение в рынок с монополистической конкуренцией довольно легко.
Олигополия. Главная ее особенность— небольшое количество участников конкуренции. В этой рыночной ситуации относительно малое число фирм господствует на определенном рынке, где продукция или услуги стандартизированы или дифференцированы. Четко установленных границ между различными рынками нет, и модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся от чистой монополии до монополистической конкурёнции: Вступление в рынок -дела очень сложное. В практике бизнёса обычно используются два метода конкуренции: ценовая и неценовая; Ценовая конкуренция представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшёния, издержек, производства и реализации опрёделенной продукции, снижёния цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Неценовая конкуренция предусматривает: 1) изменение свойств продукции; 2) придание продукции качественно новых свойств; 3) созданиё новой (не существовавшей раньше) продукции для удовлетворения тех же потребностей; 4) обновление свойств товара, являющихся
символом моды, престижа, т.е. изменение квази-качества товара; 5) совершенствование услуг, сопутствующих товару, доставка, монтаж, наладка, гарантийный ремонт и т.п.