Инженерные психологи-это специалисты по взаимодействию человека с техникой

Развитие любой социотехнической системы требует широкомасштабного учёта человеческих факторов в данной области, следовательно, востребованы не только инженерные психологи, но и эргономисты, а это могут быть и инженеры-проектировщики ("designers"), и медики, и физиологи, и биологи, и художники-конструкторы ("дизайнеры"), и маркетологи. В общем, специалисты по человеческим факторам. Инженерные психологи, несомненно, среди специалистов по эргономике играют ведущую роль, в эргономике широко используется весь потенциал инженерной психологии, но я хочу подчеркнуть, что эргономика в современном её понимании есть более широкое понятие, чем инженерная психология, между ними нельзя ставить знак равенства.

Проблема возникает на нескольких уровнях. На самом низком уровне - это дизайн например документа он был адекватно воспринят, так, как этого хотел его автор. Здесь происходит интересное столкновение, которое должно перейти в диалог, между дизайнерами-оформителями (это люди, которые пришли из полиграфии - художники и оформители) и инженерными психологами, которые часто называют себя специалистами по usability (термин американский, на русский адекватно не переводится). Были попытки его перевода, "практичность" и "используемость". Я для себя выбрал следующий перевод - задачей "юзабилиста" является - сделать так, чтобы всё было по-человечески, т. е. для человека.

Самый адекватный перевод слова "usability", пожалуй, будет "потребительские качества продукта". Однако существует целое направление инженерии - Usability Enginneering, которое тоже для краткости часто называют "юзабилити". Это направление стремится вывести эргономические методы на технологический уровень, т.е. применять эргономику в массовом производстве на благо потребителя (пользователя). Существует тонкость в различии понятий эргономики и юзабилити. Если цель эргономики - добиться максимальной эффективности работы эргатической системы любым путем и любыми методами посредством оптимизации всех компонентов человеко-машинной системы (в т.ч. и путём оптимизации свойств самого человека), то цель юзабилити - придать системе максимально высокие потребительскими свойства (удобство, комфортность, лёгкость обучения, продуктивность, и, представьте себе, эффективность!).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: