Общие правила подведомственности и последствия нарушения правил подведомственности

Можно сформулировать три общих правила подведомственных дел:

1. дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных и иных правоотношений, если в них хотя бы одной из сторон является гражданин (за некоторыми исключениями, установленными законом. Например: (расторжение брака – нет детей и нет спора – ЗАГС), то они подведомственны суду.

2. дела по спорам между органами государственного управления, а также между ними и различными лицами, возникающие из административных, финансовых, государственно-правовых, земельных отношений, разрешаются вышестоящими в порядке подчинённости органами управления, если они не отнесены законом к ведению иных органов.

3. общественные организации и их органы, а также третейские суды вправе разрешать лишь те споры о праве, которые соответствующими нормативными актами прямо отнесены к их ведению и лишь при соблюдении условий, указанных в этих актах.

Таким образом, определяя подведомственность юридического дела, необходимо исходить из:

- характера спорного правоотношения

- состава сторон

-исключения, установленные законом и из общих правил.

Понятие, значение и специфика подсудности.

Понятие подсудности необходимо отличать от понятия подведомственности.

Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению того или иного гражданского дела, то есть подсудность означает «разделение труда» внутри судебной системы – между судами.

Нормы же подведомственности разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции как единой системы от иных органов, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права, то есть подведомственность означает «разделение труда» между различными юрисдикционными органами.

Таким образом, подсудность – это институт, регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по 1-й инстанции.

Система судов в соответствии с ч.1 п.1 ст.3 Закона о судебной системе и статусе судей в настоящее время состоит из 2-х уровней: Верховного Суда РК и местных судов, учрежденных Конституцией РК и Законом о судебной системе и статусе судей.

Учреждение специализированных и чрезвычайных судов, под каким – либо названием не допускается. В данной ситуации уместным будет привести Постановление Конституционного Совета РК от 14.04.2006 г. №1. «Об официальном толковании п.4 ст.75 Конституции РК».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: