Учебно-методический комплекс дисциплины

Кредитная система обучения существенным образом меняет работу преподавателей, ставит их перед необходимостью постоянного самосовершенствования и самообучения, создания нового учебно-методического обеспечения учебного процесса, обеспечивая прежде всего более высокую качественную значимость самостоятельной работы студентов, уделив при этом серьезное внимание содержанию материала для аудиторной работы. Организация и управление познавательной деятельностью студентов, особенно на аудиторных занятиях, предполагают специальный комплекс методических и дидактических разработок.

В кредитной системе обучения предусматривается полный учет интересов обучающихся, обеспечение их образовательных потребностей, создание конкуренции между преподавателями, совершенствование и применение различных методов обучения, в том числе и улучшение качества учебно-методического обеспечения. Реализация социального заказа общества в образовательной системе предполагает создание и внедрение учебников и УМК нового поколения по каждой дисциплине.

Учебно-методические комплексы дисциплины (УМКД) традиционно являются основой организационно-методического обеспечения учебно-творческого процесса. Соответственно, вопросам создания, апробации, совершенствования УМК дисциплин в педагогической и экспериментальной работах отводится значительное место. УМК дисциплин является важным фактором укрепления и развития информационного пространства и ресурсного обеспечения всех звеньев и ветвей непрерывного образования.

Учебно-методические комплексы дисциплин разрабатываются в соответствии с содержанием ГОСО РК, квалификационной характеристикой, типовым и рабочим учебными планами специальностей и направлений подготовки и отражают основное содержание преподаваемой дисциплины, что призвано облегчить выбор студентом предмета и соответственно траектории обучения.

УМК дисциплины направлен на решение следующих задач:

• определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе конкретной специальности;

• реализация междисциплинарных логических связей образовательной программы;

• распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий;

• организация самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время;

• активизация познавательной и творческой деятельности студентов;

• обеспечение взаимосвязи учебного и исследовательского процессов.

Как правило, УМК дисциплины состоит из типовой программы, рабочей программы дисциплины, глоссария, краткого конспекта лекций, методических материалов, учебно-практического материала для самостоятельной работы студента, контрольно-измерительных средств и необходимого списка литературы.

УМКД обсуждается на заседании кафедры и учебно-методической комиссии.

2. Планирование учебного процесса при кредитной технологии обучения и его отражение в силлабусах.

Рабочие программы, включая все содержание типовой, должны учитывать последние достижения производства, науки, техники и культуры, которые появились после утверждения типовой программы. При составлении рабочих программ должна быть обеспечена необходимая связь между дисциплинами, не допуская дублирования в изучении отдельных тем. В рабочих программах и силлабусе должны быть приведены тематический план изучения дисциплины, объем каждой темы в академических часах, их распределение по видам учебных занятий, конкретный перечень практических и лабораторных занятий, семинаров, тематика курсовых проектов (работ), перечислены все темы, проработка которых осуществляется студентами самостоятельно, формы контроля, а также перечень новейшей основной и дополнительной литературы, рекомендуемой студентам.

При кредитной технологии обучения высшее учебное заведение обеспечивает учебный процесс в полном объеме все необходимыми информационными источниками: учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими пособиями и рекомендациями, УМКС, УМКД, доступом к сетевым образовательным ресурсам (интернет), техническими средствами (копировальной компьютерной и иной техникой).

Процесс обучения осуществляет соответствующая кафедра. При этом все виды текущего и рубежного контроля и соответствующая оценка знаний обучающихся проводит обучающий преподаватель. Данная оценка составляет 60% итоговой оценки знаний по данной учебной дисциплине.

48. Рабочая учебная программа по дисциплине и силлабус.

Рабочая учебная программа – рабочий документ конкретного вуза, разработанный на основе типовой учебной программы и дополняющий её с учетом действующей специализации и содержания дисциплин вузовского компонента.
Дополнения и изменения в рабочую программу дисциплины вносятся с учётом изменений содержания образования, в том числе по предложениям работодателей и.т.п.
В рабочей программе указываются цели, задачи, содержание и технологии обучения данной дисциплины. Программа должна включать краткое описание содержания дисциплины, темы всех видов занятий, последовательность изучения тем, темы СРСП (самостоятельная работа студента под руководством преподавателя), СРС, вопросы для контроля знаний, графики выполнения и сдачи заданий. В программе необходимо указать политику и процедуры по данному курсу (критерии оценки знаний студентов, требования к посещаемости, к правилам поведения в аудитории).
Рабочая учебная программа должна отражать современный уровень знаний по данному курсу, чтобы представлять реальное содержание дисциплины и ее преподавание на текущий момент. Программа должна обновляться ежегодно до начала учебного года.

Процедура утверждения рабочей учебной программы:

- рабочая учебная программа рассматривается на заседании кафедры;

- рекомендуется методическим советом факультета (института);

- утверждается деканом факультета (директором института).

В условиях организации учебного процесса по кредитной системе обучения необходимым является разработка двух видов учебной программы дисциплины: для студента или магистранта (Sуllаbus) и для преподавателя.

Силлабус - учебная программа дисциплины, включающая в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание, темы и продолжительность каждого занятия, задания самостоятельной работы, время консультаций, требования преподавателя, критерии оценки, расписание рубежного контроля и список литературы.
Силлабусы составляются на основе ГОСО специальности, типового учебного плана, типовой учебной программы (или учебной программы), логической модели образования. При составлении силлабусов необходимо использовать системный подход с учетом пререквизитов и постреквизитов дисциплины.

49. Технология проведения текущей и промежуточной аттестации при кредитной технологии обучения.

Аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончанию их изучения по результатам проверки (проверок).

Текущая аттестация - это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе её изучения обучающимся по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета.

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся содержания какой-либо части (частей), темы (тем) конкретной учебной дисциплины, предмета по окончании их изучения по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года) по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета как интегральный результат текущих и тематических аттестаций или комиссией (в случае введения переводных экзаменов по итогам года по данному предмету, дисциплине).

Метод проведения аттестации: проверка педагогом или группой педагогов (комиссией) качества усвоения программного материала обучающимися как на основе непосредственно проведенных мероприятий (экзамен, зачет, контрольная работа и т.д.), так и на основе результатов текущих и тематических аттестаций.

Промежуточная аттестация обучаемых проводится в сроки, определяемыми лицеем. Оценки по предметам, дисциплинам за учебный период выставляются за 2 дня до его окончания. Если промежуточная аттестация завершается переводным экзаменом по предмету, дисциплине, то отметка ставится по окончанию экзамена. Вопрос о необходимости проведения переводных экзаменов, перечень классов, предметов, дисциплин, формах и сроках решается на заседании педагогического совета школы не позднее марта текущего учебного года.

50. Политика оценивания учебных достижений студентов при кредитной технологии обучения.

Результаты контроля достижений студентов выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к учебно-познавательной деятельности оценка означает установление степени выполнения задач, поставленных перед учащимися в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Поскольку оценка тесно связана с контролем и является его следствием, к ней в полной мере относятся педагогические требования, предъявляемые к контролю: объективность, систематичность, индивидуальный подход, педагогический такт учителя.
Основываясь на данных контроля, оценка должна учитывать результативность всех видов учебно-познавательной деятельности учащихся, характеризовать полноту и качество усвоения знаний, сознательность их усвоения, наличие общеучебных и специфических для данного предмета умений и навыков.
Оценка всегда субъективна, но при существующем в большинстве наших российских вузов положении дел, субъективизм ее возведен в квадрат. Такая оценка является инструментом абсолютной власти преподавателя, закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которому преподаватель - непререкаемый авторитет, носитель истины, что, конечно, далеко не всегда соответствует действительности. Особенно остро эта проблема стоит для предметов, построенных на описании, изложении и аргументации своего (либо чужого) мнения, где нет никакой возможности свести оценивание к подсчету правильно и неправильно решенных примеров. Не подлежит сомнению, что пятибалльная оценочная шкала, представляет собой инструмент, которому не хватает точности.
Но систему оценивания можно усовершенствовать, сделав ее многофункциональной, включающей следующие основные из них:
- нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного студента относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости студентов, уровня их подготовки и качества работы преподавателя (в соответствии с практикой, сложившейся несколько десятилетий назад);
- нормативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию студентов, а также педагогическую рефлексию преподавателей;
- карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности студентов.
В качестве альтернативы существующей пятибалльной системы оценивания в современном российском вузе предлагается рассмотреть разработку и внедрение кредитной системы оценивания или системы перевода зачетных единиц, состоящей непосредственно из кредитов и академического оценивания достижений студентов, на основе существующих в зарубежной высшей школе аналогов (США, страны Европейского Союза, Австралия).
Сам кредит представляет собой численное значение, соответствующее единицам дисциплины для характеристики нагрузки студента, необходимой для ее завершения. Кредит отражает объем необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе, т.е. лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа (в лаборатории, библиотеке или дома), а также экзамены или другие формы контроля знаний кредиты являются скорее относительными, чем абсолютными величинами нагрузки студента. Они показывают, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской или факультетской шкале кредитов.
Важной особенностью кредитной системы является то, что система отметок предусматривает наличие механизма перевода в систему оценок, принятую в данном вузе. Следующая таблица демонстрирует оценочную шкалу кредитной системы, а также в процентном отношении количество студентов, получивших ту или иную оценку.

51. Менеджмент качества обучения: критерии показатели.

Оцениваемые направления деятельности (критерии).

· Качество преподавательской деятельности Учебно-методическая работа

· Участие в научной (экспериментальной) работе

· Участие в административной работе

· Участие в общественной жизни отделения и колледжа

Способы оценивания по направлениям деятельности.

1. Качество преподавательской деятельности:

· самооценка преподавателя

· анкетная оценка студентами качества проведения занятий

· экспертная оценка коллегами качества проведения занятий

· оценка внешними экспертами

2. Методическая работа:

· объективные данные об учебно-методической работе

3. Участие в научной (экспериментальной) работе:

· объективные данные о научной (экспериментальной) работе

4. Участие в административной работе

· оценка непосредственным начальником (руководителем)

5. Воспитательная работа и участие в общественной жизни отделения и колледжа

· объективные данные об участии

Критерии самооценки качества преподавательской деятельности:

· теоретические знания по читаемым дисциплинам,

· дополнительная квалификация по читаемым дисциплинам,

· лекторское мастерство,

· мастерство при проведении семинарских и практических занятий,

· использование активных методов обучения,

· степень использования технических средств обучения,

· степень использования компьютерного класса,

· степень использования ресурсов Интернет,

· знание смежных дисциплин,

· дополнительные квалификации,

· применение на занятиях знаний в области дидактики и психологии,

· официальное признание педагогических заслуг.

Оценка студентами работы преподавателя по следующим показателям:

· излагает материал логично, системно;

· дает материал, имеющий прикладную, практическую ценность;

· компетентен, прекрасно ориентируется в материале;

· вызывает интерес к своему предмету;

· привлекает манерой общения.

Экспертная оценка коллегами (или экспертами) качества проведений занятий по следующим показателям:

· насколько четко организовано занятие;

· в какой степени методика проведения занятия адекватна теме и содержанию;

· насколько соответствует содержание дидактическим единицам;

· научность и новизна материала;

· дидактическая оценка занятия.

Критерии оценивания учебно-методической работы:

· подготовка, написание и издание учебных, учебно-методических пособий, практикумов,

· разработка учебных программ, лекционных курсов, лабораторных и практических работ,

· разработка контрольно-измерительных материалов по дисциплинам,

· консультирование курсовых и дипломных работ,

· прохождение стажировок, повышение квалификации,

· участие в работе учебно-методических объединений,

· руководство и участие в СНО и НИР студентов,

Критерии оценки участия в научной работе:

· подготовка и публикация монографий, научных статей, тезисов,

· участие в организации и проведении конференций и семинаров,

· участие в экспериментальной работе,

· защита кандидатской, докторской диссертации,

· подготовка студентов, участвовавших в региональных, всероссийских и международных конкурсах,

· подготовка студентов, ставших победителями и дипломантами региональных, всероссийских и международных конкурсов,

· рецензирование, оппонирование, участие в редколлегии.

Критерии оценки участия преподавателя в административной работе (оценивает непосредственный начальник (председатель ПЦК, зав. отделением):

· выполнение административных поручений (проектов), оказывающих значительное влияние на развитие региона, системы образования, общества,

· выполнение административных поручений (проектов), оказывающих значительное влияние на развитие колледжа,

· выполнение административных поручений, оказывающих значительное влияние на развитие отделения,

· выполнение административных поручений, оказывающих значительное влияние на развитие ЦМК.

52. Менеджмент качества образования в высшей школе

Модернизации образования предусматривает внедрение компетентностного подхода, цель которого – обеспечение качества образования. Развитие и становление принципов всеобщего управления качеством предусматривает необходимость использования их при стратегическом планировании всей деятельности образовательного учреждения. В соответствии с этим методы оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, затрагивают задачи развития колледжа, решаемые с помощью комплексного подхода к руководству.

· В этой связи следует отметить, что формирование и внедрение системы менеджмента качества педагогической деятельности не является формальным приведением действующей документации к формам и перечням, предусмотренным соответствующими стандартами и нормативных документов в области качества. Этот подход, направленный на достижение долгосрочного успеха, объединяет аспекты общего управления, определяет политику в области качества, стратегию и тактику достижения поставленных целей по качеству, и ответственность педагогических работников по выполнению задач развития. Выработка стратегических подходов к оценке деятельности педагогических работников в колледже отражает основные ценности нашего образовательного учреждения и является частью общей политики и стратегии развития, а также

Основные критерии для оценки деятельности преподавателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: