Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. Методология - учение о методах.
В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений:
- философия науки
- материалистическая диалектика
- феноменология
- структурализм
- пост позитивизм
- герменевтика - теории интерпретации текста
Любой метод разрабатывается на основе определённой теории.
Классификация методов научного познания:
I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познания
II. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования
III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания.
Методы эмпирического исследования:
- наблюдение
- эксперимент
- сравнение
- измерение
Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов. Измерение - даёт количественную сторону явления.
|
|
Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент - мысленный и с помощью приборов.
Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов.
Методы теоретического исследования:
1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа:
1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному; 2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления
2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве
3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики
4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые
Обще логические методы познания:
- анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части
- синтез - воссоединение целого из частей
- индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер
- дедукция - рассуждения от общего к частному
- аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах
- абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств
- обобщение - установление общих признаков ряда объектов