Кризисы


большие - К. новорожденности - К. 3 лет - К. 13 лет протекают бурно, перестраиваются отношения ребёнка с обществом малые - К. 1 года - К. 7 лет - К. 17 лет проходят внешне спокойно, появляются новые умения, самостоятельность

Кризисы – это краткие, но бурные стадии, в которые происходит сдвиг в развитии человека и он резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинается и завершается незаметно. Обострение наступает в середине периода. Изменяется поведение ребёнка, он становится «трудновоспитуемым». Частыми становятся капризы, аффекты, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность, снижается успеваемость, интерес к занятиям. Во время кризиса исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии (интересы, ценности, отношения). Но наряду с потерями создаётся что-то новое. Обостряются противоречия между возросшими потребностями ребёнка и ограниченными возможностями.


Общая характеристика развития ребёнка дошкольного возраста. Особенности развития познавательных психических процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления. Кризис семи лет.

ВВД – сюжетно-ролевая игра.

Новообразования возраста:

- соподчинение мотивов («хочу-надо», «хочу-нельзя»)

- новые мотивы поведения (игровые, общение)

- произвольность поведения

- первичные этические представления – что можно делать, чего нельзя – обзываться, драться, перебивать разговор взрослых

- формируется картина мира – целостное представление об окружающем мире

- формируется самооценка

- практическое овладение речью

Активно развивается речь. К 6 годам ребёнок говорит до 3000 слов. 3-5 лет – возраст «почемучек» (в день – до 400 вопросов).

Выражена потребность в общении со сверстниками, в ходе которой ребёнок учится применять на практике нормы поведения.

Способы взаимодействия с другими людьми ребёнок осваивает через идентификацию (отождествление, сравнение) и обособление (отделение, противопоставление).

Восприятие в 3-4 года связано с непосредственными действиями с предметами. В 5-6 лет ребёнок рассматривает предметы, подмечает детали. К 7 годам восприятие осмыслено, целенаправленно. Ребёнок учится наблюдать, рассматривать.

Мышление развивается на основе получаемых знаний, практических действий. У старших дошкольников мышление наглядно-образное. Ребёнок оперирует образами в уме. Большинство детских суждений – суждения по сходству.

Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым, произвольным, хотя преобладает непроизвольное внимание.

Память непроизвольная. Произвольное запоминание начинает складываться в 4-5 лет. Не владеют приёмами запоминания. Памяти принадлежит доминирующая роль.

Воображение дошкольника складывается в игре, в процессе рисования, слушания сказок, рассказов. Связано с теми образами, которые ребёнок запомнил. Постепенно развивается произвольное воображение.

Развитиеличности ребёнка связано с общением. Взрослый – человек, который всё знает. Складываются дружеские отношения со сверстниками. Формируется самооценка.

Кризис 7 лет связан с развитием мотивационной сферы на учебную деятельность и развитием готовности к школе.

Кризис 7 лет:

- может проявится в школьной неуспеваемости, дезадаптации

- появляется чувство взрослости, демонстративная взрослость

- ребёнок видит причины переживаний, следствия поступков

- желает быть полезным для других

- появляются новые страхи, агрессия, упрямство, желание помогать взрослым

- оспаривание просьб родителей, отрицание

- потеря детской непосредственности

- манерничанье, паясничанье, кривляние

- возникновение паузы между обращением к ребёнку и обратной реакцией

- отказ от привычных дел и обязанностей

- придирчивость, упрямство, капризы

- обострённая реакция на критику

- напоминание об обещаниях, правилах поведения

- особое внимание к своему внешнему виду

- осознание своего места среди других людей, появление внутренней позиции (школьник)

“+” в кризисе:

+ заинтересованность в общении со взрослыми на взрослые темы

+ самостоятельность в выполнении обязательств

+ рассудительность


Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности развития познавательных психических процессов младших школьников: памяти, восприятия, воображения, мышления, внимания.

Младший школьный возраст называют вершиной детства: ребёнок ещё сохраняет детское легкомыслие, взгляд на взрослых снизу вверх, но постепенно утрачивает детскую непосредственность, меняются интересы, ценности ребёнка (с игровых на учебные), меняется весь уклад его жизни.

ВВД – учебная.

Происходящие с ребёнком изменения связаны с тем, что младший школьник входит в более широки круг общения – со сверстниками и со взрослыми. Его учебная деятельность постоянно подвергается оценке (и в школе – балловая оценка, и дома – поощрение или порицание). В связи с этим начинает формироваться умение оценивать себя, свою деятельность, положение в коллективе. В основе самооценки лежит отношение к ребёнку учителя, школьная оценка (отметки), стиль домашнего воспитания.

Учителя и родители должны различать оценку личности ребёнка и оценку его деятельности. Негативный отзыв о своей работе ребёнок воспринимает как оценку «ТЫ плохой человек». Поэтому критиковать можно лишь действия, поступки, но не всю личность в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: