большие - К. новорожденности - К. 3 лет - К. 13 лет протекают бурно, перестраиваются отношения ребёнка с обществом | малые - К. 1 года - К. 7 лет - К. 17 лет проходят внешне спокойно, появляются новые умения, самостоятельность |
Кризисы – это краткие, но бурные стадии, в которые происходит сдвиг в развитии человека и он резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинается и завершается незаметно. Обострение наступает в середине периода. Изменяется поведение ребёнка, он становится «трудновоспитуемым». Частыми становятся капризы, аффекты, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность, снижается успеваемость, интерес к занятиям. Во время кризиса исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии (интересы, ценности, отношения). Но наряду с потерями создаётся что-то новое. Обостряются противоречия между возросшими потребностями ребёнка и ограниченными возможностями.
Общая характеристика развития ребёнка дошкольного возраста. Особенности развития познавательных психических процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления. Кризис семи лет.
ВВД – сюжетно-ролевая игра.
Новообразования возраста:
- соподчинение мотивов («хочу-надо», «хочу-нельзя»)
- новые мотивы поведения (игровые, общение)
- произвольность поведения
- первичные этические представления – что можно делать, чего нельзя – обзываться, драться, перебивать разговор взрослых
- формируется картина мира – целостное представление об окружающем мире
- формируется самооценка
- практическое овладение речью
Активно развивается речь. К 6 годам ребёнок говорит до 3000 слов. 3-5 лет – возраст «почемучек» (в день – до 400 вопросов).
Выражена потребность в общении со сверстниками, в ходе которой ребёнок учится применять на практике нормы поведения.
Способы взаимодействия с другими людьми ребёнок осваивает через идентификацию (отождествление, сравнение) и обособление (отделение, противопоставление).
Восприятие в 3-4 года связано с непосредственными действиями с предметами. В 5-6 лет ребёнок рассматривает предметы, подмечает детали. К 7 годам восприятие осмыслено, целенаправленно. Ребёнок учится наблюдать, рассматривать.
Мышление развивается на основе получаемых знаний, практических действий. У старших дошкольников мышление наглядно-образное. Ребёнок оперирует образами в уме. Большинство детских суждений – суждения по сходству.
Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым, произвольным, хотя преобладает непроизвольное внимание.
Память непроизвольная. Произвольное запоминание начинает складываться в 4-5 лет. Не владеют приёмами запоминания. Памяти принадлежит доминирующая роль.
Воображение дошкольника складывается в игре, в процессе рисования, слушания сказок, рассказов. Связано с теми образами, которые ребёнок запомнил. Постепенно развивается произвольное воображение.
Развитиеличности ребёнка связано с общением. Взрослый – человек, который всё знает. Складываются дружеские отношения со сверстниками. Формируется самооценка.
Кризис 7 лет связан с развитием мотивационной сферы на учебную деятельность и развитием готовности к школе.
Кризис 7 лет:
- может проявится в школьной неуспеваемости, дезадаптации
- появляется чувство взрослости, демонстративная взрослость
- ребёнок видит причины переживаний, следствия поступков
- желает быть полезным для других
- появляются новые страхи, агрессия, упрямство, желание помогать взрослым
- оспаривание просьб родителей, отрицание
- потеря детской непосредственности
- манерничанье, паясничанье, кривляние
- возникновение паузы между обращением к ребёнку и обратной реакцией
- отказ от привычных дел и обязанностей
- придирчивость, упрямство, капризы
- обострённая реакция на критику
- напоминание об обещаниях, правилах поведения
- особое внимание к своему внешнему виду
- осознание своего места среди других людей, появление внутренней позиции (школьник)
“+” в кризисе:
+ заинтересованность в общении со взрослыми на взрослые темы
+ самостоятельность в выполнении обязательств
+ рассудительность
Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности развития познавательных психических процессов младших школьников: памяти, восприятия, воображения, мышления, внимания.
Младший школьный возраст называют вершиной детства: ребёнок ещё сохраняет детское легкомыслие, взгляд на взрослых снизу вверх, но постепенно утрачивает детскую непосредственность, меняются интересы, ценности ребёнка (с игровых на учебные), меняется весь уклад его жизни.
ВВД – учебная.
Происходящие с ребёнком изменения связаны с тем, что младший школьник входит в более широки круг общения – со сверстниками и со взрослыми. Его учебная деятельность постоянно подвергается оценке (и в школе – балловая оценка, и дома – поощрение или порицание). В связи с этим начинает формироваться умение оценивать себя, свою деятельность, положение в коллективе. В основе самооценки лежит отношение к ребёнку учителя, школьная оценка (отметки), стиль домашнего воспитания.
Учителя и родители должны различать оценку личности ребёнка и оценку его деятельности. Негативный отзыв о своей работе ребёнок воспринимает как оценку «ТЫ плохой человек». Поэтому критиковать можно лишь действия, поступки, но не всю личность в целом.