Восприятие в 1 и начале 2 класса поверхностно, несовершенно, эмоционально. Путают похожие по написанию буквы («ш» и «щ»; «ц» и «ч», «и» и «н», цифры «6» и «9»), не умеют рассматривать предметы, часто подмечают несущественные, более яркие детали, упуская главное.
Восприятие тесно связано с действиями с предметом. Поэтому прежде, чем начать писать буквы, ученики обводят их в воздухе, заштриховывают в прописях, выкладывают из пуговиц, элементов разрезной азбуки; используют счётные палочки, кассу букв, цифр.
Задача учителя: организовывать наблюдение учащихся за объектами, учить детей рассматривать предметы, исследовать их, выделять главные, существенные свойства; важно использовать наглядность, показ сочетать с объяснением.
Постепенно, в результате обучения восприятие становится целенаправленным, управляемым, принимает характер наблюдения.
Память наглядно-образная. Быстрее запоминают и дольше сохраняют конкретные события, образы, факты, предметы, чем определения, описания, объяснения. Склонны к дословному запоминанию материала, т.к. не умеют пользоваться различными приемами запоминания, маленький словарный запас. Не умеют контролировать конечный результат запоминания.
|
|
Задачи учителя в развитии памяти младшего школьника:
· учить детей анализировать текст (беседа по прочитанному по заранее составленным вопросам)
· делить текст на смысловые части
· выделять в каждой части главное
· составлять план к рассказу
· группировать объекты
· использовать знаковые средства
· формировать смысловое запоминание
В процессе школьного обучения память из непосредст-венной и эмоциональной становится смысловой, произвольной. Происходит переход от наглядно-образной памяти к словесно-логической.
Внимание в 6-7 лет – непроизвольное. Всё яркое, новое, неожиданное привлекает внимание детей. Внимание неустойчиво: дети легко отвлекаются, не могут долго сосредотачиваться, упускают важные, существенные признаки, обращая внимание на второстепенное, несущественное.
Учитель должен постепенно приучать школьников внимательно воспринимать не только интересное, но и тот материал, который не является занимательным.
Условия развития внимания:
- активная и разнообразная деятельность учащихся на уроке
- четкая организация урока учителем
- опора на алгоритм
- смена позиции ученика
В процессе обучения развивается произвольное устойчивое внимание.
Воображение опирается на восприятие. Младшему школьнику трудно вообразить то, что он никогда не воспринимал.
Задача учителя – развивать воссоздающее воображение с опорой на рисунки, схемы, описания.
|
|
Мышление наглядно-образное, а порой и предметно-действенное. Опирается на восприятие.
В ходе школьного обучения мышление младших школьников интенсивно развивается:
1. Первоклассники выделяют наглядные, внешние признаки (птицы летают, поют; на лошади ездят и возят груз).
2. Со 2 класса дети все больше опираются на те признаки, которые отражают существенные связи и отношения между предметами и явлениями (у птиц – клюв, крылья, перья, они несут яйца).
3. 3-классники способны к обобщению, установлению связей между понятиями (курица, страус – птицы).
Т.о. совершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому: школьники учатся рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Наряду с развитием мышления происходит развитие речи:
- уточняется значение слов, обогащается словарный запас
- развивается связанная речь.
Учителю следует обращать внимание и исправлять недостатки речи детей. Для развития речи полезны сочинения, рассказы детей о своих впечатлениях, экскурсиях, книгах, кинофильмах.