Школа Анналов и проблема исторического синтеза

Методологические поиски в 19 в были связаны с философией переместились в собственную историческую науку. Начало положила школа Анналов кон. 20-30 г.20 в. Связана с именами Марка Блока и Люсьена Февра. Школа анналов сочетала разные течения, историки не связанные единственным взглядом или методом. Школа анналов перестала быть явлением французской историографии, превратилась во влиятельное направление мировой исторической науки. Ее влияние на развитие историографию очень велико. Один из представителей направления Жак Лев Гофф считает что анналы оказали влияние на современную истор.науку сочетанием 3 идей:

1) критика отношения между историей, историч памятником и фактом историка

2) Стремление создать тотальную историю, которая объединила бы все аспекты активности обществ

3) Междисциплинарная практика истории и социальных наук. История в этом взаимодействии должна оставаться главной. Буевич, Сверхзадача анналов это достижение исторического синтеза. Основатели поставили задачу создать новую концепцию наука о человеке, которая охватила все аспекты бытия. Эта задача, по мнению Февра и Блока, исключала возможности применения традиционных критериев исследования. расширение проблемного блока, появление новых направлений исследования, а расширение хронологии, (от до историческое, первобытное общество) расширение территориальных рамок, (от европоцентристского подхода до охвата всего человечества). Нужно было ввести в научный оборот большое число источников. Для эмпирической разработки источников требуется длительные усилия. Необходима активизация познавательных возможностей историка и расширение контакта историка с др. науками, с целью получения готовых данных и использование методов и использование сведений др. наук. позитивистская методология б. отброшена, приоритет объекта (источников) заменяется на приоритет субъекта. Др. историк школы анналов Бурдье полагает, что совершенная научная революция Блока и Февра была важная, начиная с к.17 в. когда впервые были введены методы научной критики. И сущность этой революции заключается в том, что историк не мог не руководствоваться практикой тем, что объектом изучение не прошлое, а остатки и следы которые способны ответить на вопросы поставленные историком. А эти вопросы ему подсказывает сама жизнь. Объекты исследование в виде уснувшей действительности, полузабыта и ждет воскрешения. Объект истории создается историком. Содержании истории - это не прошлое, но время, процедуры анализа при котором можно обнаружить движение общества, постичь механизм восстановить его генезис и распад. Блок и Февр исходили из уверенности в способности истории получить объективное научное знание. Главная задача анналов, это достижение исторического синтеза и одним из основных подходов, был междисциплинарный синтез. С помощью дисциплинарного подхода, возможно целостное отображение истории. Междисциплинарность Это не сама цель, это средство для построения науки о человеке. Можно выделить 2 группы наук с которыми взаимодействует история.

1) имеет дело со структурами учреждениями созданными человеком и окружающей его природной средой. Социальные науки, география,

2) изучает самого человека, внимание Февра взаимосвязь со 2 группой наук, т.к. сфера научных интересов, духовная культура.

Статья История и психология., Чувствительность и история. Февра наметим пути обновления науки через междисциплинарный синтез направленный на изучение человеческой личности. Крупные открытия совершается на стыке наук. По его мнению, определяет, что психология как наука изучающая ментальные функции, должна вступить в тесную связь с историей. Результатом сотрудничества истории и психологии - создание исторической психологии. Историческая психология может покончить с психологическим анахронизмом, когда люди проецируют сами себя с интеллектуальными и моральными предрассудками, открывает черты, которые сами их наделяют. Чтобы создать такую дисциплину нужно сотрудничество историков и психологов. Заботу от организации должны взять на себя историки. Этот синтез совершается на поле историков, то история должна давать перспективу и направленность. Взаимосвязь истории с науками (социологии), эту проблему поставили. История не просто должна заимствовать методы, она может потерять свою идентичность. Целью анналы провозглашали видение истории, ведущим принципов анналов тотальная или глобальная история. Тотальная история это не всемирная история. Она может обхватывать отрезок времени и может быть локальной. Это история живших людей в конкретном месте и времени, рассматривается с максимально возможных точек наблюдения. Что бы воссоздать все аспекты жизнедеятельности Тотальная история отказывается от разделение жизни людей на политическую, экономич и военную и др. Исследование которое стремится дать объемную картину на разных уровнях развития. Это берется совсем ограниченный вариант, для более крупных этапов это не получается. (все по ящикам 3 сестрички, торговля, промышленность и сх, литература и искусство) Дать объемную картину мира.

С центральной проблемой анналов оказалось связано изучение ментальности. Само понятие ментальности в историческую науку в первые введено школой анналов. Это понятие введено Леви-Брюлем, для анализа сознания людей примитивных обществ, а основатели анналов применили к сознания европейцев 16в, придали новый смысл. По мнению Гуревича, Блок и Февр вкладывали в понятие др смысл– видение мира, существует в определенную эпоху у определенного обществ, Определенная картина истории. Но изучение ментальности не явл самоцелью и не должно стать обособленной отраслью исторического знания. Это средство чтобы написать историю людей, всеобъемлющую науку о человеке. У Февра и Блока изучение ментальности только намечалось и по сути дела, можно сказать, что они представляли разные подходы, но они не противоречили. Февр на основании анализа творчества элиты, считал возможным судить о ментальности в целом, Блок же осознавал различия ментальности разных социальных групп. Февр – духовная история, Блок к социальной истории. Развитие истории ментальности в современности пошло по стопам Блока. Основатели школы анналов наметили программу, которая оказала влияние на развитие основных направлений исторической науки, но программа не была выполнена. Задача исторического синтеза, тотальной истории - не выполнена


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: