Экономика и ее основные проблемы
ЭКОНОМИКА – 1) деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность; 2) наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности.
Термин «экономика» означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон). Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом.
Общественную науку, которая изучает объективные законы хозяйственной деятельности, тоже в настоящее время называют «экономикой».
Основные компоненты экономической деятельности
Экономика как сфера деятельности людей представляет собой связанное с затратами ресурсов производство потребительских благ – всего того, что увеличивает благосостояние, удовлетворяя различные потребности людей.
Главной целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей.
|
|
Наиболее известная классификация потребностей людей разработана американским психологом А. Маслоу (рис. 1). В его схеме потребности сгруппированы в порядке восхождения от первичных (внизу «пирамиды» потребностей) к высшим (на «вершине» пирамиды).
Некоторые современные обществоведы предлагают более укрупненную классификацию, выделяя три основных типа потребностей людей:
элементарные потребности (в пище, одежде, жилище);
потребности в общих условиях жизнедеятельности (в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности);
потребности в деятельности (в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге).
Степень развития и удовлетворения потребностей людей оценивается при помощи системы показателей благосостояния (табл. 1).
Если удовлетворение элементарных потребностей можно однозначно измерить при помощи таких показателей как, например, объем и структура потребления различных товаров и услуг, то удовлетворение более «возвышенных» потребностей оценить гораздо сложнее. К числу характеристик удовлетворения потребностей в деятельности, относится, в частности,мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности (работает ли он ради куска хлеба или видит в работе способ творческой самореализации). Очевидно, что измерить этот фактор очень трудно.
Наиболее обобщающими показателями благосостояния считают среднюю продолжительность предстоящей жизни и среднедушевой доход.
Таблица 1. ПОТРЕБНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ | |
Структура потребностей | Основные показатели благосостояния |
Элементарные потребности – Потребности в пище – Потребности в одежде – Потребности в жилье | – Средняя продолжительность предстоящей жизни – Среднедушевой семейный доход – Богатство семьи (недвижимость, предметы длительного пользования, финансовые активы) – Объем и структура потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров кратковременного пользования, услуг – Обеспеченность жильем, его комфортность |
Потребности в общих условиях жизни – Потребность в здоровье – Потребность в образовании и культуре – Потребности в передвижении в пространстве – Потребности в личной безопасности | – Показатели развития материальной базы отраслей социальной инфраструктуры – Контингент обслуживаемого населения |
Потребности в деятельности – Потребность в трудe – Потребность в семейно-бытовой деятельности – Потребность в досуге | – Наличие работы, содержание и условия труда – Продолжительность, интенсивность труда трудовая мотивация и удовлетворенность трудом – Затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми – Структура видов домашнего труда – Мотивация семейно-бытовой деятельности и удовлетворенность ею – Продолжительность и структура досуга (свободного времени) – Мотивация досуга и удовлетворенность им |
Для удовлетворения своих потребностей люди потребляют блага – как материальные (например, хлеб или бензин), так и нематериальные (например, театральное зрелище или «ноу-хау»). Одни блага предназначены для окончательного потребления (хлеб, услуги театра), другие блага являются ресурсами, необходимыми для производства окончательно потребляемых благ (бензин, «ноу-хау»).
|
|
Некоторые блага являются практически неограниченными (как, например, свежий воздух). Однако большинство благ ограничены – их не хватает для полного удовлетворения существующих в данный момент потребностей людей. Эту вторую категорию благ называют экономическими благами, и экономическая деятельность как раз направлена на увеличение их количества и качества.
В условиях рыночного хозяйства большинство экономических благ (но не все) становятся товарами. Товар – это продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи на рынке.
Для понимания того, какие именно экономические блага становятся товарами, надо обратить внимание еще на два приема их классификации: как потребляются те или иные блага – индивидуально (как хлеб) или коллективно (как телевизионная передача), можно ли исключать из потребления уклоняющихся от уплаты «зайцев» (например, услугами сил правопорядка пользуются все – и исправные налогоплательщики, и уклоняющиеся от уплаты налогов, – в то время как в театр возможен вход только строго по купленным билетам).
Согласно этим двум критериям выделяют четыре типа потребляемых людьми экономических благ – частные, общие, квазиобщественные и общественные (табл. 2).
Таблица 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ | ||
Исключаемость | Использование | |
Индивидуальное | Совместное | |
Исключаемость возможна | Частные блага (хлеб, машины, услуги парикмахерской и т.д.) | Общие блага (театры, библиотеки, телефонная связь и т.д.) |
Исключаемость невозможна (или очень затруднена) | Квазиобщественные блага (полезные ископаемые, пресная вода и т.д.) | Общественные блага (национальная оборона, правозащита и т.д.) |
Товарами становятся в основном частные блага, поскольку здесь продавец и покупатель непосредственно общаются лицом к лицу. Чтобы сделать товарами общие и квазиобщественные блага, государство должно обеспечить некоторые специальные условия (например, юридически закрепить исключительные прав собственности на разработку полезных ископаемых или на исполнение театральных спектаклей). Что же касается общественных благ, то рынок с их производством принципиально справиться не может, поэтому производство этих благ государство вынуждено брать на себя.
|
|
Чтобы производить экономические блага, необходимо использовать ресурсы (факторы производства, производительные силы). Принято выделять пять основных видов ресурсов – труд, земля (естественные ресурсы), капитал (искусственно созданные материальные ресурсы), предпринимательские (организаторские) способности, информация.
Труд (рабочая сила) – это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и потребителем. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.
«Землей» называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят не только плодородную почву, но и лесные богатства, запасы полезных ископаемых, пресную воду и т.д.
Капитал – это все созданные людьми средства для производства экономических благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). Речь идет прежде всего о материальном капитале, но в условиях развитого рыночного хозяйства капиталом становятся деньги и другие финансовые активы, на которые можно приобрести материальные капитальные ресурсы.
Предпринимательский (организаторский) талант – это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.
Первоначально экономисты говорили только о четырех видах ресурсов, но в 20 в. они стали выделять еще один фактор производства под названием «информация». Это данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, «ноу-хау» и т.д.). В отличие от других ресурсов, информация может тиражироваться. «Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, – гласит пословица. – Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи».
|
|
Все перечисленные факторы производства существовали на протяжении практически всей человеческой истории (информация – с момента возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В докапиталистических обществах главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство перешло к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд («человеческий капитал») и информация.