Тема: Современное понимание конфликта

Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия, то есть конфликт это нормально.


Конфликт, не всегда и необязательно приводит к разрушению, напротив это один из главных процессов который служит сохранению целого, то есть конфликт это не обязательно плохо.

Конфликт содержит в себе позитивные возможности вносить конфликта заключается в том, что он ведет к изменению, изменение к адаптации, адаптация к выживания. Ценность конфликта в том, что он открывает дорогу к инновациям.

В конфликте потенциально заложено мощное начало, конфликт это может быть хорошо.
Конфликт, может быть, управляем, то есть деструктивные или отрицательные последствия могут быть минимизированные, а конструктивный максимально усилен, то есть конфликт это, то с чем можно работать.


Глава 3 Тема: Теоретические основы конфликтологии

Параграф: Проблема классификации и типологии конфликтов в конфликтологии

Классификация – это научный метод, заключающийся в разъединении всего множества объектов, а затем их объединении в группы на основе какого либо признака.
Задача классификации – выявить системные признают, которые уже объективно существуют во всем множестве конфликтов

Критерии:
1. Сфера проявления конфликтов

¾ экономические противоречия, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются за счет другой стороны;

¾ идеологические в основе лежат противоречия во взглядах установках людей на самые различные вопросы развития общества и государства;

¾ семейно - бытовые в основе лежат противоречия семейных отношений неблагоприятных психологическая атмосфера дисгармония сексуальных отношений;

¾ социально - бытовые в основе лежат противоречие в социальной сфере, вопросы жилья, распределение обязанностей, бытовые условия;

¾ социально психологические конфликты психологическая несовместимость, борьба за лидерство, влияние, престижное положение, внимание;

¾ эмоционально неэроенные причины здоровья...;

¾ организационные конфликты как рассогласование организационных начал и реального поведения работника;

¾ производственные конфликты.
2. Степень длительности и напряженности конфликта

¾ бурно быстро протекающие конфликты возникаю на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и граней враждебностью конфликтующих;

¾ остро длительные конфликты возникают при наличии глубоких трудно разрешимых противоречий;

¾ слабо выращенные вялотекущие конфликты связаны с не очень сложными противоречиями или пассивностью сторон;

¾ слабо выращенные быстро текущие конфликты связаны с поверхностными причинами

Конфликт:
1. Социальные

¾ межличностные;

¾ личность, группы;

¾ между малыми социальными группам;

¾ между средними социальными группами;

¾ между большими;

¾ между государственными: между отдельными государствами, коалициями.

2. Внутриличностные:

¾ хочу, хочу;

¾ могу, могу;

¾ хочу, не могу;

¾ нужно, нужно;

¾ хочу, нужно;

¾ нужно.

Причины конфликтов – это явление события факты ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия могут вызывать его: основные объективные факторы: естественно столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности, слабая разработан носить и использование в России нормативных процедур разрешения социальных противоречий, слабая разработан носить и использование в России нормативных процедур недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ, сам образ жизни россиян связанный с материальной неустроенностью радикальными масштабными быстрыми переменами. Традиционно для нас россиян стереотипов конфликтного разрешения социальных противоречий.

Организационно управленческие причины: этим причинам элемент субъективизма присуще в большей степени по сравнению с объективными причинами организационно управленческие причины связаны с созданием и функционированием организации
1. Структурно организационные причины – заключаются в несоответствии структуры организации требованием деятельности, которым она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые она будет решать или решает и структура организации создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации практически невозможно. Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятельности тем менее эффективно функционирование организации тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникают в ее коллективах.
Несоответствие структуры организации решаемым задачам возникают по 2 причинам:

¾ Допускаются ошибки при проектировании структуры организации так как трудно точно сразу прогнозировать все задачи, которые будет решать создаваемая организация;

¾ Задачи и деятельность организации непрерывно изменяется. Структура организации не может меняться еженедельно, поэтому могут возникать несоответствие структуры деятельности.
2. Функционально организационные – вызваны не оптимальностью функциональных связей с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Функциональные связи между структурными подразделениями организации должны соответствовать требованиями деятельности и объективным законам функционирование самой организации эти же требованиям должны соответствовать функциональные связи между работниками коллектива.
3. Личностно функциональные причины – связаны с неполным соответствием работника профессиональным нравственным и другим качествам, которые требуются занимаемой должности
4. Ситуационно управленческие причины – обусловленным ошибками, которые допускаются руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и иных задач принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решений и его исполнителями. Невыполнениями работника задач поставленных руководством приводит к конфликтам
Социально психологические – это потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникацией, разбалансированное ролевое взаимодействие людей выбор разных способов оценки результативности деятельности людей, разный подход к оценке одних и тех же сложных событий, соревнование и конкуренция.
Личностная субъективная оценка партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии, не адекватный уровень притязаний, акцентуация характера.


Параграф: Структура конфликта

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру понятие структура может трактоваться по – разному при анализе объектов материальной и социальной жизни под структурой понимается совокупность элементов составляющих объект. Применительно к конфликту такие подходы не приемлемы, так как конфликт представляет совой одновременно систему и процесс.

Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта обеспечивающих их его целостность тождественность самого себе отличие от других явлений социальной жизни. Кроме понятие конфликт используется понятие конфликтная ситуация это частное понятие по отношены к конфликту это фрагмент конфликта это своеобразный фонографический снимок конфликта на определенный момент времени

Структура конфликта


Участники конфликта. В любом конфликте в межличностные и межгосударственные основные и действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт), как официальные лица или как юридические лица представители учреждений или организации. Степень участия может быть различной от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на обход и результаты конфликта. Исходя из этого, выделяют основных участников конфликта, группы поддержки и другие участники:
Основные участники
- это стороны противоборствующие силы те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.
Оппонент противоборствующие стороны – это ключевое звено любого конфликта, когда одна из сторон уходит с конфликта, конфликт прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым и начинается другой новый конфликт, потому что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.
Инициатор конфликта – тот, кто первым начал конфликтные действия.
Ранг оппонента – это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, это сила конфликта, которая выражается в сложности и влиятельности структуры связи оппонентов, его физические социальные, материальные интеллектуальные возможности знания навыки и умения социальный опыт конфликтного взаимодействия широта его социальных связей масштабы общественной и групповой поддержки. Ранги оппонентов также могут отличаться наличием величиной деструктивных потенциалов.
Группа поддержки – практически всегда в любом конфликте стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами группами организациями и т.д. Они могут активными действиями или только свои присутствием молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта влиять на его исход. Даже если весь конфликт происходит без свидетелей, результат конфликта определяется наличием или присутствием группы поддержки.
Другие участники. К другим участникам относят субъектов, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта это могут быть подстрекатель и организатор.
Подстрекатель – это лицо организация или группа, который подталкивает оппонентов к конфликту. Подстрекатель в этом конфликте может не участвовать, но его задача спровоцировать и развязать конфликт.
Организатор – лицо или группа, которое планирует конфликт и обеспечивает его развитие
Предмет конфликт – ядро любого конфликта является противоречие, в нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущая в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие в свою пользу. В ходе конфликта борьба затухает и обостряется, однако конфликт будет существовать до тех пор, пока противоречие не разрешится. В большинстве случаем суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности, участники оперируют таким понятием как предмет. В нем отражается обыденное восприятие основного противоречия.
Объект – сразу выделить его в каждом случае не всегда удается, легче определяется предмет. Объект лежит глубже, покрыт скорлупой предмета, является ядром центральным звеном конфликтной ситуации.

Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная власть или духовная (идея норма принцип ценность) к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.


Для конструктивного разрешения конфликта важно: уметь выделить объект. Потеря объекта конфликта ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняет решение конфликта или в принципе делает его невозможным.

Макросреда, микросреда – при анализе конфликта необходимо выделять такой элемент как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, то есть Макро и Микросреда.
Учет Макро и Микросреды позволяет понять содержательную сторону целей мотивов сторон, а также и зависимость от этой среды.


Тема: Психологические составляющие конфликта

Психологическими составляющими конфликта являются: стратегии тактики поведения, восприятие конфликтной ситуации то есть те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии, с которым оппоненты организуют свое поведение в конфликте.
Мотивы сторон. При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте можно говорить о мотивах целях интересах ценностях потребностях отдельных лиц социальных групп государств или сообществ. Мотивы в конфликте – это побуждение к вступлению в конфликт связанные с удовлетворением потребностей оппонента это совокупность внешних и внутренних условий, которые вызывают конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируя в целях которые могут принципиально отличаться от первичных истинных мотивов.

Базисным побудительности оппонентов в конфликте являются: его потребности в конфликте они представляют собой состояние субъекта, когда он испытывает нужду в объектах (ресурсы власть духовные ценности) которые необходимы для него существования развития они и выступают источником активности оппонента.
Потребности в безопасности в признании идентичности соц. принадлежность присуще как отдельному человеку, так и соц. группам сообщества и государствам.
Только те организационные усилия, которые удовлетворяют основные человеческие потребности, могут принести пошлинное завершение конфликта. Интересы оппонента представляют собой осознанные потребности, которое обеспечивает его направленность на объект конфликта, и способствуют реализации его конфликтного поведения.

Близки к интересам ценности, это могут быть общечеловеческие ценности и личные ценности.

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата на достижение, которого направленны действия человека.

Целью субъектов в конфликте является его представление о конечном результате, его предвосхищаемый полезный с точки зрения данный результат.

В зависимости от развития конфликта основная стратегическая цель, то есть завладение объектом, может быть заменена на другую, это нанесение максимального ущерба, материального, морального, психологического оппоненту, которая вначале выступала как средство.

Позиция – это самая видимая часть, которая обычно анализируется и берется в расчет. Позиция это система отношения оппонента, к элементам конфликтной ситуации проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.
Позиция с одной стороны характеризуется динамичностью и гибкостью а с другой стороны относительной устойчивостью.


Параграф 3. Функции конфликта

Функции:
1. Позитивная (конструктивная)
2. Негативная (деструктивная)

Цель разрешения конфликта не только в том чтобы найти способ сделать его продуктивным, а принципе считается, что любой конфликт выполняет конструктивную функцию потому что он предотвращает застой омертвение индивидуальной групповой жизнедеятельности стимулирует движение, то есть изменения. Конфликт выделяет, объективизирует источник разногласий тем самым позволяет устранить его.
Сложности определения конструктивности и деструктивности:
1. Отсутствуют четкие критерии, различающие конструктивные и деструктивные конфликты;
2. Трудно дать обобщению оценку положительной и отрицательной ролей конфликта оплавляющая большинство реальных конфликтов имеют одновременно и конструктивную и деструктивную функцию;
3. Конструктивность и деструктивность зависит от особенностей процесса разрешения конфликта и его результатов;
4. Степень конструктивности и деструктивности может меняться на различных стадиях его развития;
5. Для одних участников конфликт может быть конструктивен, для других деструктивен в зависимости от решаемых целей.


Влияние конфликта на основных участников процесса

Конструктивные функции:
1. Конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации, деятельности ошибок управления он высвечивает узкие места нерешенные вопросы факты недостаточности деловитости и понятности;
2. Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально психологические особенности людей участвующих в нем способствует более глубокому познанию другого;
3. Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность снимается эмоциональное напряжение снижается интенсивность отрицательных эмоций;
4. Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений расширяет сферы и способы взаимодействие с окружающими;
5. Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;
6. При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет окружающих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: