Определение предприятия. Источники имущества предприятия.
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
С точки зрения экономики предприятие – это организационно-технологическая и социально-экономическая единица, которая должна удовлетворять потребности покупателей, соблюдать финансово-экономические, юридические, экологические нормы, социальную ответственность перед обществом, полностью отвечать за свою уставную деятельность, по возникающим задолженностям, риски, размеры доходов, расходов и прибыли.
Источниками имущества предприятия являются:
- денежные и материальные взносы учредителей п/п;
- доходы от реализации продукции, работ и услуг;
- ценные бумаги и доходы от ценных бумаг;
- капитальные вложения и дотации от бюджетов различного уровня;
- безвозмездные и благотворительные взносы;
- пожертвования организаций, п/п и граждан.
Механизм функционирования предприятия. Рыночная модель предприятия.
Социально-экономическая роль п/п в условиях рынка существенно меняется. Это изменение идет по целому ряду направлений:
1. Основное требование, которое выдвигает рынок п/п – работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции и услуг, но и получение прибыли, то есть всегда должно быть превышение доходов над расходами, и чем выше это превышение, тем прибыльнее работает п/п.
2. Не только произвести продукцию, но и сбыть ее, реализовать. Дальнейшее наращивание объемов производства целесообразно только в условиях гарантированного сбыта последней.
3. При нынешней достаточной самостоятельности п/п во многих вопросах его деятельности, существует значительный риск несостоятельности и банкротства.
Следовательно, поведение п/п в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, это изменение касается многих вопросов деятельности п/п.
Любое п/п независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы, выпускаемой продукции и оказываемых услуг является открытой экономической системой:
Рис.1 Рыночная модель предприятия
Блок 1. Предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов.
Блок 2. Ресурсы на входе – трудовые, материальные и финансовые.
Блок 3. Ресурсы на выходе – преобразованные ресурсы, готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства.
Блок 4. Социальная среда, с которой взаимодействует предприятие: государство, муниципальные органы, законодательство.
Блок 5. Природная среда – потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды.
Блок 6. Взаимосвязь с рынком, маркетинг, этот блок действует как на входе, так и на выходе.
Блок 7. Соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образует экономическую работу на предприятии, экономику предприятия.
Рассмотрим данную схему более детально. В рыночных условиях предприятие решает две задачи: произвести продукцию и реализовать продукцию. В зависимости от решения этих задач предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для того, чтобы знать, что нужно производить: какой ассортимент, в каком количестве, предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы на производство конкретной продукции, то есть заняться маркетингом. Маркетингом необходимо заниматься постоянно, как при запуске продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции. Поэтому в схеме рынок дан до начала производства и после его окончания.
Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать следующую информацию:
- характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима ли служба сервиса, приемлема ли цена потребителю, каковы цены конкурентов;
- общую характеристику рынка: количество потребителей, способы покупки товаров, отношение (интерес) покупателя к товару, условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов;
- каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;
- конкретное состояние рынка: существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень;
- финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижение цели организации, (долговременные цели фирмы 10—15 лет) учитывается ситуация на внутреннем и внешних ранках и тенденции ее развития;
- перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;
- оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые коньюктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.