Метод «Картография конфликта»

Существует несколько методов определения причин конфликтного поведения с после­дующей разработкой способов их устранения. Одним из них является метод картографии конфликта. Суть этого метода заключается в графическом отображении всех составляющих конфликта; в дальнейшем анализе поведения участников конфликта; в формулировке пробле­мы потребностей и опасений участников и, наконец, способов устранения причин конфликта.

Работа в этом направлении состоит из нескольких этапов.

На первом этапе в общих чертах описывается проблема, определяется причина конфликта. Например, про­блема во взаимоотношениях начальника и подчиненного (начальник оказывает постоян­ное давление на подчиненного), причина конфликта — различия в их психологических особенностях.

На втором этапе выявляются главные участники конфликта (напри­мер, два сотрудника организации — начальник и подчиненный, отдельные целые коман­ды, отделы, группы, организации; смесь групповых и личных категорий, например на­чальник и группа подчиненных).

На третьем этапе перечисляются основные по­требности и опасения, связанные с этими потребностями, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Поступки людей определяются их потребностями, жела­ниями, мотивами, которые необходимо установить. Графическое отображение потребно­стей и опасений участников конфликта расширяет возможности и создает условия для принятия эффективных решений по управлению конфликтом.

На рисунке приведены форма и пример заполнения «Карты конфликта», в котором участвуют 3 субъекта — начальник отдела, сотрудник и коллектив отдела. Представлен­ная ситуация такова.

В экономический отдел акционерного общества поступил на работу новый сотрудник. Отдел состоит из 9 человек — женщин. Руководит отделом Лопатенко Ж.Ф. — женщина предпенсионного возраста, давно и успешно работающая в организации. Новый сотрудник, Денисова Е.Н. — молодая, симпатичная женщина, закончившая экономический институт. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно и, в первую очередь, начальником. Лопатенко Ж.Ф. некоторое время «по-матерински» опекала новую сотрудницу, ко­торая усердно старалась проявить творческую инициативу, новые знания, самостоятель­ность; ее вскоре заприметило высшее начальство. И вдруг, по непонятным для Денисо­вой Е.Н. причинам, наступил резкий перелом в их взаимоотношениях. Лопатенко Ж.Ф. стала постоянно придираться к Денисовой Е.Н., стараясь унизить ее как личность, не да­вала спокойно работать. Перед Денисовой Е.Н. встал вопрос: что делать и не перейти ли на работу в другое подразделение?

Другие сотрудницы отдела внешне не реагировали на ситуацию. По своему характе­ру их начальник Лопатенко Ж.Ф. была достаточно властным человеком.


Приложение 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: