Качво и конкурентоспособность

Под качеством продукции понимается целостная совокупность ее потребительских свойств, обусловливающих степень пригодности данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением в фиксированных услови- ях потребления.

Оценка качества продукции при ее создании, испытаниях, сертификации, покупке и по- треблении (эксплуатации) предполагает использование системы показателей качества.

Показатель качества изделия — количественное выражение одного или нескольких свойств изделия применительно к определенным условиям его создания и эксплуатации. Показатели качества разделяются на единичные, комплексные (групповые) и инте- гральные.

Единичные показатели качества характеризуют одно из свойств продукции и определя- ются как соотношение величин параметров оцениваемого изделия и его базового образца.

Комплексный показатель качества характеризует совокупность нескольких свойств продукции и рассчитывается как средневзвешенный на основе единичных показателей сводный параметрический индекс.

Интегральный показатель качества характеризует суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и определяется как соотношение полезного эффекта к суммарным затратам на приобретение и использование продукции.

Все единичные показатели качества продукции можно подразделить на две группы: эксплуатационные (показатели технического уровня)ипроизводственно-технологиче- ские (показатели технологичности).

К эксплуатационным относятся показатели: назначения — характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения: надежности — определяют свойства продукции сохранять в заданном интервале времени и в установленных пределах значения всех параметров продукции,; эстетические, цветовое исполнение и т. п.; транспортабельности — определяют приспособленность продукции к перемещению в пространстве (транспортированию),входе которого она не эксплуатируется и не потребляется; безопасности; экологичности,патентно-правовые — характеризуют патентную защиту и патентную чистоту.

производственно-технологические показатели (показатели технологичности) харак- теризуют: трудоемкость, энергоемкость — затраты энергии на изготовление единицы продукции; унификация и стандартизация — насыщенность изделий стандартизированными и унифицированными узлами и деталями, блочность (сборность).

Под конкурентоспособностью продукции понимается ее способность удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затрат на приобретение и эксплуатацию данной продукции.

Значительная роль в оценке конкурентоспособности продукции отводится анализу нормативных параметров и условий, в рамках которого следует определить принципиальные возможности продаж товара на конкретном рынке.

К нормативным параметрам и условиям конкурентоспособности следует относить патентно-правовые показатели качества продукции, а также нетарифные ограничения в торговле (эмбарго, лицензирование, наличие сертификата на продукцию, специальные требования к маркировке и упаковке и др.)

На основании результатов расчета интегрального показателя конкурентоспособности и анализа экономических показателей делается вывод о конкурентоспособности изделия. В случае положительной оценки (показатели оцениваемого изделия превышают показа- тели базового образца) предприятие принимает решения о проектировании, разработке, производстве, выходе на рынок и т. п. В случае отрицательной оценки разрабатываются дополнительные технико-экономические мероприятия повышения конкурентоспособности продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: