Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и к самому себе.
Эмоция – это явление, которым выражаются переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе, причем для эмоций характерна субъективность. Эмоции по силе влияния на деятельность человека могут быть:
1. Стенические – сильные, тонизирующие, активизируют деятельность, побуждают к поступкам и высказываниям (радость, гнев).
2. Астенические – пассивные, угнетают активность, вызывают скованность, мешают при достижении целей (страх, тоска).
Различают эмоции в зависимости от устойчивости, длительности и силы:
1. Настроение – длительное эмоциональное состояние, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями. Известно, что хорошо и плодотворно работает тот, у кого преобладает бодрое и спокойное настроение..
2. Аффект – сильное, кратковременное эмоциональное состояние, напоминающее бурю, шквал. Аффект возникает внезапно, резко и в этот момент человек как бы теряет самоконтроль, весь отдается переживанию.
|
|
3. Страсть – яркое, сильное эмоциональное состояние, направленное на удовлетворение потребностей и захватывающее человека надолго.
Выделяют следующие виды чувств:
1. Нравственные (моральные) чувства основаны на нравственной оценке человеком своих и чужих поступков и действий в соответствии с усвоенными моральными нормами и правилами (добро, долг).
2. Интеллектуальные чувства сопровождают процесс познания и творчества (удивление и любопытство, любознательность, со-мнение).
3. Эстетические чувства – эмоциональное отношение человека
к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей. Они обогащают личность, придают ей индивидуальное своеобразие
Направленность – система побуждений, определяющая избирательное отношение личности к окружающему. Выражается в том, какие цели человек ставит перед собой в жизни, как относится к самой жизни, к обществу.
В психологии различают:
• направленность на себя – формирует стремление к личному первенству и престижу;
• направленность на общение – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми;
• направленность на дело – заинтересованность в решении деловых проблем, ориентация на деловое сотрудничество;
• направленность на карьеру, на семью и др.