Марксистский период развития отечественной психологии возрастного развития

После 1917 года Россия вступила в новый, советский этап своего исторического развития. Этот период развития общественной и гуманитарной мысли характеризуется сильной зависимостью научных исследований от политических реалий жизни и от партийно-идеологических установок. Единственно правильным мировоззрением был признан марксизм. Согласно взглядам Г.И.Челпанова, марксистская психология возможна лишь как психология социальная, изучающая генезис общественных форм сознания и поведения людей.

Уже к середине 20-х гг. вычленяются два основных методологических принципа марксистской психологии: материализм (психика - продукт деятельности материальных структур и процессов) и детерминизм (внешняя причинная обусловленность психических явлений). В качестве основного метода выделился диалектический метод, ориентирующий на исследование качественных преобразований психики в ходе эволюции, истории, онтогенеза.

Реализация в возрастной психологии марксистских взглядов на общество и на человека, новых принципов исследования психических явлений привела к разработке оригинальных концепций, к конструированию новых программ и методов изучения закономерностей психического развития. Эти достижения психологии связаны с творчеством выдающихся ученых М.Я.Басова, Б.Залкинда, Л.С.Выготского.

М.Я.Басов создал учение о человеке как активном деятеле в окружающей среде, ввел в психологию категорию деятельности. Основной областью исследований М.Я.Басова стала детская психология. Он полагал, что задача детской психологии состоит в выявлении закономерностей психического развития. Важнейшим методом - наблюдение.

Одна из фундаментальных идей Л.С.Выготского - о том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна - естественное «созревание», другая - культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления. Исходный пункт культурно-исторической теории составляет идея о соотношении реальной и идеальной форм. Высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребенка. В культуре содержатся формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Начальные («натуральные») психические функции преобразуются в ходе развития в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции — мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, воля, чувства и т.п. — являются новообразованиями онтогенетического развития, но они уже содержатся в культуре в форме образцов мысли, ценностей и норм социальных отношений, способов деятельности и т.п.

В понимании Л.С.Выготского социальная среда, культура — это не условие или один из факторов развития, а источник психического развития. Согласно Л.С.Выготскому, движущую силу психического развития составляет обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Для объяснения внутренней связи обучения и развития он ввел понятие зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется посредством задач, решаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослого. На определенном этапе своего развития ребенок может решать некоторые задачи только с помощью другого; эти задачи и составляют зону его ближайшего развития, поскольку впоследствии они могут выполняться им самостоятельно.

Совокупность законов, которыми определяется возникновение и смена новообразований возраста, составляет динамику развития. Исходным моментом при определении динамики возраста выступают отношения ребенка с окружающей его средой — социальная ситуация развития. Если социальная ситуация развития составляет начало возрастного периода, то психологические новообразования возникают к его концу. Возрастные изменения могут происходить резко, критически и могут происходить постепенно, литически. Представление о динамике возраста легло в основу периодизации детского развития:

· Кризис новорожденности Младенческий возраст (2 мес. — 1 год)

· Кризис одного года Раннее детство (1 — 3 года)

· Кризис 3 лет

· Дошкольный возраст (3—7 лет)

· Кризис 7 лет

· Школьный возраст (8—12 лет)

· Кризис 13 лет

· Пубертатный возраст (14 — 18 лет)

· Кризис 17 лет

Взгляды Л.С.Выготского на процесс психического развития стали основой для разработки общепризнанной теории детского развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: