Стадии умирания.
1 отрицание. Дает время на актуализацию ресурсов для перехода на след фазу. Ведет себя опр образом. Не хочет верить в то, что необратимые изменения происходят может быть регресс. Если мы претворимся, что изменений нет, то их не будет. Я не могу в это поверить. Такого не бывает. Не может быть.
2 злость. Переживание несправедливости. Гнева. Гнев и агрессия могут быть направлены на различные объекты. На любые. Когда человек осознает реальность изменений. Задает вопрос. Почему я. Я не могу и не хочу это принять. Это несправедливо.
3 торг. При столкновении со смертью. Только дай мне дожить дол того, как дети закончат школу. Я сделаю все, что обещал. Дайте мне еще время. Сопровождается негативными переживания ми. Движение между надеждой и отчаянием.
4 депрессия. Сталкивается с тем, что попытка торга не удалась. Он не может ничего изменить. Приходит осознание серьезности и необратимости потерь.
5 принятие. Я не могу побелить это, но я могу хорошо подготовиться к этому. Нельзя сказать, что эта фаза связана с позитивными ощущениями. Просто принятие неизбежности.
|
|
Росс процесс горевания описывала как нормальную реакцию человека на трагические события. Она назвала это защитными механизмами. Эти стадии не могут переживаться линейно. Может быть возврат.
Субъективно-рефлексивный уровень. Заманаева. На нем происходит переживание утраты.
Переживание утраты происходит на физическом уровне. Состоит в физическом исчезновении человека. Умерший безвозвратно недоступен.
Необратимость утраты переживается как во внутреннем мире, так и на внешнем плане.
Заманаева
1 образный хаос. В сознании утратившего всегда образы событий, связанные с утратой. Их невозможно остановить. Увязает в этих образах. Сниженный контроль за поведением. Регулятторы в основном внешние. Человек находится внутри ситуации. Он в малой степени способен рефлексировать состояние и поведение.
2 выделение отдельных событий и элементарных связей. Начинается тогда, когда человек может верьализировать произошедшее. Образы переходят в слова. Рассказывает кому-то или письмо. Важный этап. Без вербализации образа невозможна структуриазация пространства без объекта утраты. Возможен феномен ложного узнавания. Мне кажется, что я его слышу. Человек все еще ожидает, что ситуация изменится.
3 дифференциация образов фактических событий и реакции на них утратившего. Происходит дальнейшая структуризация хаоса. Происходит выделение значимых элементов. Разделение ситуации на внешний и внутренний план. Устанавливаются связи внутри уровней. Между уровнями нет еще. Может быть гнев злость ужас. Может рефлексировать их, но связывает из только с ситуационными конкретными объектами, а не с ситуацией в целом. Проявляется потеря собственной социальной роли по отношению к ушедшему. Ощущается отсутствие умершего во внешнем плане.
|
|
4 структурирование событий внутреннего ряда. Горюющий уже осознает существование внешнего и внутреннего ряда событий и может выделять связи между ними. Внутренний план. Осознает значимость умершего, их отношений. Остро ощущается нехватка человека. Во внутреннем плане на первый план выходят экзистенциальные категории: смерть, одиночество смысл. При нормальном течении они должны нормально заполнится. Способен вербализироватьь требования к себе.
5 сознательная работа с внутренним планом событий. Обобщение событий. Здесь человек в состоянии занять позицию рефлексирующего наблюдателя. Возможность возвращения регуляции поведения. Структурировнаие образа ушедшего. Кем и чем был человек. Происходит осознание изменений во внутреннем плане. Осознание того, что оно стал мудрее, старше. Или наоборот уязвимый. Появляется необходимость в обыденной форме вербализировать то, что происходит с человеком. Утрата как жизненный урок.
6 осознание многогранности и многоуровненовости события. Переживающий утраты уходит с эгоцентрической точки. Возможен интерес к другим точкам зрения и другим гранями события. Начинается работа воспоминаний. Появляется осознанное желание поговорить об ушедшем с теми, кто его знал. Начинает осознавать не только роль, которую они играли друг для друга, но и роль ушедшего для других людей. Один из индикаторов этого уровня: более спокойное отношение к личным вещам умершего. Ситуация утраты переводится во внутренний план. История об утрате. О том как это было. Человек четко понимает как изменился он и мир в связи с утратой. Новообразование - психологический образ утраты.
7 Переход от работы с образами к работе со смыслом. Формируется определенное место во внутреннем плане для ушедшего. Образ ушедшего перестает возникал непроизвольно. Должны завершится неконтролируемые воспоминания. Тот ушел в рай, ад, реинкарнация. В зависимости от мировоззрения. Новообразование - психологическая связь с ушедшим.
8 работа с экзистенциальными смыслами в обще-человеческом масштабе. Этот этап возникает не всегда. Появляется новый уровень обобщений. Размышления характеризуется максимальной отстраненностью. Высокий уровень обобщения могут быть человеком приложены к конкретной ситуации. Человек обнаружит возможность дедукции.
Такой уход был хорош для деда.