Категории современной психологии

Категория– это обобщенное понятие, раскрывающая содержание предмета изучения. Категория является предметным понятием, которое не выводится из др. и не сводится к др. Общенаучными категориями являются: количество, качество, форма, содержание и др. Основные категории в отечественной психологии были: категория отражения, кат. деятельности, категория личности. Категория отражения –психика определятся как субъективное отражение объективной реальности. Психология отражение объективной действительности, при котором любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психологии, через то состояние которое имеется в данный момент у конкретного человека. Поэтому одно и тоже внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми. И даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях. Зависит от многих обстоятельств: возраста, уровня знаний, имеющегося опыта и т.д. Категория деятельности –деятельность, это форма активного отношения в действительности. Эта категория обосновала 2 положения: 1 положение о единстве пс. и деят-ти; 2. обращение к деятельности как движущей силе развития психики. В основе деятельностного подхода лежат следующие положения: 1 при изучении психики необходимо отталкиваться от категории предметной деят-ти;2. психология изучает психическое отражение в процессах деят-ти индивида. Категория личности – эта категория относится к категории высокого уровня. 1. Личность рассматривается включенной во многосторонние связи с окружающей средой, природой, биологической, социальной;2. выделяются системо-образующие качества обусловленные этими связями. Личность не умирает, она продолжает существовать в др. людях. Умирает только тело. Личность – это качество, которое приобретает человек в окружающем мире, в меж индивидуальном общении. Категории отношений присущи определенные признаки:1. векторизированность– направленность в сторону определенного объекта;2. избирательность;3.установка на оценку (позитивную, негативную, безразличную);4.готовность к определенному виду деят-ти. Категория переживаний – единица сознания, в которой заложены все свойства сознания.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурнойжизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Личность-1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личностичеловека (в отличие от поведения).

МЕТОД

(от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: