Критический реализм

Французская Литература

Французская литература. Творчество Ф. Стендаля.

Мировоззрение писателя. Материализм - основа философских взглядов писателя.

Стендаль считал, что «охота за счастьем» - основная сила, движущая поступками и

поведением человека. Личность Наполеона и Стендаль. Система эстетических взглядов

писателя. Отражение в литературно-критических работах Стендаля новых взглядов на

идеал прекрасного, на способ освоения действительности в современной литературе.

Стендаль и романтизм. Сходство и расхождение Стендаля с французскими романтиками

по вопросу об определении романтизма. Прекрасное в представлении Стендаля.

Основной художественный метод Стендаля. Сущность аналитического психологического

метода Стендаля. Тесная взаимосвязь между внутренним миром человека, его

поведением и окружающим миром. Открытие порога сознания. Задача искусства -

осветить глубины подсознательного и выявить «естественного» человека. «Красное и

черное» Стендаля. Многозначность символического заглавия романа. Основа характера

Сореля. Динамизм и сюжетность «Красного и черного». Эволюция характера Сор^ля,

особенности психологического детерминизма Стендаля. Общая характеристика

«Итальянских хроник». «Ванина Ванини». Роман «Пармская обитель». Жанровое

своеобразие. Историко-литературные источники романа. Основной конфликт романа.

Поэтика возвышенного. Различные типы повествования в романе. Динамизм сюжета.

Жанровое своеобразие.

Творчество О. Бальзака

Специфика метода Бальзака. Его мировоззрение. Творческий метод Бальзака.

Стремление Бальзака к исторической правде. Замысел создания истории современного

французского общества («Человеческая комедия»). Композиция и жанровое своеобразие

цикла. Предисловие к «Человеческой комедии». Основные теоретические взгляды

писателя на искусство. «Шагреневая кожа». Этюды о правах - самый значительный по

объему раздел «Человеческой комедии». Новеллы «Гобсек». «Евгения Гранде».

Композиция романа «Отец Горио». Значение образа Вотрена. Особенности стиля и

композиции романа. Роль символики и литературных параллелей. Своеобразие вещного

материального мира в романе Бальзака. Портретные характеристики. Трагедия отца

Горио - трагедия социальная. Сопоставление Горио с королем Лиром.

Творчество П. Мериме

Отношение писателя к идеям Просвещения. Отношение к романтизму. Эволюция

идейных и эстетических взглядов писателя. Углубление психологического конфликта в

новеллах 30-х - 40-х гг. Изменение характера новелл 60-х гг. Акцент на внешнюю

занимательность сюжета, необычные ситуации, особенно в последних новеллах Мериме

(60г.), ослабление социальной критики. Выбор сюжета и героя. Соотношение

романтического и реалистического моментов и интерпретации трагизма судеб героев.

Сборник «Театр Клары Газуль» (1825г.). 2 часа

Творчество В. Гюго

Общественно-политические взгляды В. Гюго в период 30-х - 40-х гг. Крушение иллюзгд

в отношение существа Июльской монархии после 1848 г., борьба против политики Луи

Бонапарта. Публицистическая деятельность В. Гюго этих лет. Сборник политических стихов В. Гюго «Возмездие». Проблематика сборника. Крупные социальные романы В.

Гюго 60-х гг. («Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется»).

Сильная, романтическая, цельная личность, противостоящая буржуазному закону.

«Отверженные» (1862) - эпопея современной Гюго социальной и политической жизни

Франции. Переплетение в романе реалистических мотивов и сентиментально-

филантропических утопических взглядов. Конфликты социальные порождают

конфликты этические. Задача искусства - способствовать этическому порыву к

всеобщему счастью. Милосердие - великая сила, где проявляется этическое благородное

начало мира. Романтическая концепция Гюго. В романе «Отверженные» сохраняются

романтические принципы построения образа. Нет всесторонней обусловленности

характера.

Творчество Г. Флобера

Изменение характера реализма 50-х - 60-х гг. Созерцательность, статичность в искусстве

реалистов 50-х - 60-х гг. Влияние позитивистской философии. Творчество Г. Флобера,

система его общественно-политических, философских и эстетических взглядов.

Пессимистический взгляд Г. Флобера на общественное развитие, приверженность к

позитивизму, увлечение натуралистическим пантеизмом. Ориентация Флобера на

природу и общественные науки. Борьба с антропоцентризмом. Его термин «чистое

искусство». Авторское устранение, синтетический стиль, безличная поэзия. Отрицание

Флобером вдохновения. Эстетика Флобера. Целью искусства является правда и красота.

Задача эстетики Флобера - утверждение искусства как высшей формы познания.

Особенности творческого метода писателя. Единство формы и содержания, особый стиль

для более точного отражения жизни, своеобразное отношение к сюжету (нет плохих

сюжетов, качество произведения зависит не от сюжета, а от художественного

воплощения). Ценность произведения в глубоком и всестороннем познании

действительности. Анализ романа «Мадам Бовари». Трактовка основной темы романа.

Особенности психологического метода Флобера. Отказ от метода «господствующей

страсти». Слияние сатирического и лирического элементов в образах романа. Характер

описаний в романе. Роман «Воспитание чувств». Духовный паразитизм, бездеятельность

и безличность героя. Развенчание романтических иллюзий - основная тема романа.

Особенности творческого метода писателя.

Английская литература

Английская литература. Творчество Ч. Диккенса.

Творческий путь писателя. Политические взгляды Диккенса. Диккенса-реалиста отличает

всестороннее, глубокое, объективное знание современной жизни людей самых различных

сословий. Четыре этапа в развитие Диккенса-романиста. Первый период творчества

Диккенса (1833 - 1841). Анализ «Очерков Боза», «Записок Пиквикского клуба», романа

«Оливер Твист». Писатель глубоко анализирует психику и переживания отрицательных

персонажей. Второй период творчества. Мастерство писателя реалиста, острота и

смелость критики буржуазных отношений. Роман «Домби и сын». Перемещение стихии

комического. Специфика трагического восприятия мира. Разнообразие стилей

повествования. Документальность изложения. Трагедия Домби -трагедия социальная.

Третий период в творчестве Диккенса. «Дэвид Копперфильд» -роман во многом

автобиографический, но в то же время Диккенс и сильно переосмысливает свой личный

опыт. Связь этого произведения с ранними романами Диккенса. Роман «Холодный дом».

Наличие двух сюжетных линий. Преодоление схематической концепции - добро

побеждает зло. Функция сатиры в романе. Роль комических обобщений в разоблачении

социального зла. Стройность композиции. Стиль произведения. Четвертый этап в

творчестве. Роман «Большие ожидания». Фиксируется внимание на крушении иллюзий. Усиление противоречий в мировоззрении писателя,

интерес к сложной и занимательной интриге.

Творчество У. М. Теккерея

Творчество Теккерея. По форме «Книга снобов» представляет собой сборник очерков

английской общественно-политической и частной жизни. «Книга снобов» явилась

одновременно и эскизом к большому социальному полотну «Ярмарка тщеславия».

Сатирические обобщения, яркая картина быта буржуазно-помещичьей Англии -

социальный фон «Ярмарки тщеславия». В основе всей системы образов «Ярмарки

тщеславия» лежит картина ярмарки, где все продается и все покупается. Судьбы героев

подчинены законам этой ярмарки. Принципы построения образов «Ярмарки тщеславия».

Проблема реалистического характера у Теккерея. Теккерей после пародии «Ревекка и

Ровена» на Скопа предлагает свою концепцию характера. Роман «Виргинцы»,

являющийся продолжением «Генри Эсмонда», более слабое в художественном

отношении произведение. Своеобразие построения системы художественных образов

выразилось в стремлении Теккерея изучать характер одних и тех же героев только в

смещенных плоскостях, в разных ракурсах.

ТЕМА 8. Творчество Ш. Бронте

Роман «Джейн Эйр». Тема - протест гордой, сильной женщины против буржуазно-

аристократического общества, борьба за труд наравне с мужчиной, борьба за счастье и

свободу личности. Во всех романах LLI. Бронте в значительной степени присутствует

автобиографический элемент. В простом жизнеописании героини Ш. Бронте не

задавалась целью представить полную картину сознания своих героев. Создавая

внутренний мир Джейн Эйр писательница хотела дать характер в действии, в его реакции

на внешний мир, взаимоотношения героев. Все второстепенные персонажи предстают

перед нами через восприятие главной героини. В характере героини есть немало

литературных штампов, ее индивидуалистический протест против аристократического

общества окрашен в романтические тона. Сочетание реалистических и романтических

принципов отражения действительности. Творчество Э. Бронте

«Грозовой перевал» - единственный роман писательницы. Глубоко самобытное и

оригинальное по форме и содержанию произведение. Роман «Грозовой перевал»

отличается чрезвычайной насыщенностью проблематики, необычными явлениями.

романтическими картинами природы. Эмилия Бронте отталкивается от романтической

традиции, но вскоре забывает о ней. Личность Хитклифа. Отличительной чертой метода

писательницы является подчеркнутый интерес к исключительным, крайним выражениям

эмоций, чувств, к чрезвычайно интенсивным, насыщенным динамикой, ситуациям.

Романтика неистовства проникает в самые различные по характеру человеческие

отношения - дружбу, любовь, месть, ненависть. Причины отхода от традиционной формы

семейно-бытового психологического романа. Душевная драма героев воплотилась в

эмоциональном рассказе очевидцев, составляющем сюжетный стержень произведения.

Творчество Э. Гаскелл

Роман «Мэри Бартон». Характеристика романа. Сюжет и композиция романа.

Мастерство Гаскелл в решении реалистических характеров. Христианские мотивы

всепрощения и примирения. Мирное разрешение спора между фабрикантами.

Немецкая литература

Немецкая литература. Творчество Г. ГейнеРост демократических тенденций в различных жанрах литературы. Динамизм эпохи,

стремительное развитие событий обусловили быструю смену жанров, стилей, видов

литературных произведений, крайне сложную и неровную эволюцию поэтов и писателей.

Три основных этапа в развитии немецкой поэзии.

Творчество Г. Гейне после 30-х гг. Эстетические и философские взгляды Г. Гейне.

Романтические тенденции в его творчестве. 40-е гг. - новый этап в развитии

мировоззрения и таланта Гейне-сатирика. Основные тематические мотивы в его работах

тюго периода. Поэма «Атта Троль». Своеобразие формы. Специфические черты этой

поэмы. Гейне о путях развития немецкой литературы. Роль сатиры в романтической

сказке Гейне. Связь с народной фольклорной традицией. Новаторство поэмы «Атта

Троль». Сатирическая поэма «Германия». Широта охвата действительности,

художественное обобщение актуальных социальных явлений. Идейное и тематическое

своеобразие поэмы.

Модуль 2.XX –XXI ғ. әдебиеті.

XIX ғ. 80 ж. негізінде жаңа бағыт – натурализм пайда болды. Натурализм позитивизммен (Г.Спенсер) және Ч.Дарвиннің эволюциялық теорисымен тығыз байланыста қалыптасты. Натурализм адамдық мән мен өмін сүрудің мағынасын биологиялық себептермен байланыстыра қарастырып, адам тағдыры мен мінез- құлқының қалыптасу сырларын ашып көрсетуге әрекет жасады.Натуралистік ағымның өкілдері капиталистік қоғамда дөрекі шындықтың болмай қоймайтындығын, буржуазиялық тұрмыс жағдыйында көрсетті.Мұндай жағдайлар пессимизи мен фатализмге апарып, «бейтараптық» принципі әлеуметтік енжарлықты ақтау құралына айнаоды. (Э.Золя). «Декаданс» термині XIX ғ. аяғы мен XX ғ. басында пессимистік, селсоқтық көніл-күйлерге байланысты рухани мәдениет пен өнер саласындағы дағдырысты көрсету мақсатында қолданыла бастады.(О.Уальд).Одан кейінгі уақытта «декаданс» сарыны «модернистерге» де пайда болып, «импрессионизм» ағымында өз жалғасын тапты.Бұл ағымдағылар адамнің тіршілік жағдайларының өзгеруі, үлкен қалалардағы үйлесімділіктің бұзылуы сияқты келелі мәселелерді шындық тұрғысынан көрсете алатын реализмнің жаңа шығармашылық әдістерін де қарастырды.

Э.Золя (1840-1902). Приступая к изучению творчества Э.Золя, студентам рекомендуется изучить теоретические работы писателя («Экспериментальный роман», «Романисты – натуралисты», «Натурализм в театре», «Экран»), который стал не только крупнейшим художником, но и теоретиком натурализма. Студентам необходимо ознакомиться с общей концепцией 20-томного романного цикла «Ругон-Маккары» и принципами работы писателя над ним. Программа курса содержит следующие романы Э.Золя: «Тереза Ракен» (обратите внимание на предисловие автора к роману), «Карьера Ругонов», «Творчество».

Творчество Э.Золя как литературного и художественного критика несомненно привлечет студентов. Статьи Э.Золя о Стендале, Бальзаке, Флобере, братьях Гонкур, художниках-импрессионистах расширят представление студентов и о творчестве отдельных авторов, и о литературном процессе в общем.

Г. де Мопассан (1850-1893). Творчество Г. де Мопассана является иллюстрацией эволюции французского натурализма от 1870-х к 1880-м годам. Эстетические принципы Мопассана, которые помогут студентам правильно сориентироваться в специфике мировоззрения автора, в особенностях его творческой манеры, изложены им в предисловии к роману «Пьер и Жан».

Программа курса включает анализ романа «Жизнь» (1883) и целого ряда новелл Мопассана из разных сборников, что позволяет решить проблему тематической классификации новелл, а также определить особенности художественного метода Мопассана-новеллиста. Анализируя роман «Жизнь», студентам необходимо подойти к нему с точки зрения традиций реализма XIX века и авторского новаторства. Роман, который считают «явно натуралистическим», несет в себе практически все черты классического реализма XIX века (описание обстановки, функция пейзажа, особенности портрета, функция детали, социально-психологическая мотивировка действий персонажей).

Мопассан-новелист – автор около 400 новелл, которые несомненно обогатили традиционный для французской литературы жанр. Новеллы объединены в 16 сборников, они исключительно разнообразны по тематике, жанровым особенностям.

Студенты могут дополнительно ознакомиться и с романом Мопассана «Пьер и Жан» (1887) («психологический этюд», по словам автора). Предисловие к роману очень важно для понимания эволюции автора. Новаторство Мопассана в романе проявляется в том, что прямым средством движения сюжета являются не внешние события, а многочисленные перипетии душевной жизни героя. Показателен для творчества Мопассана последнего периода и лирический дневник плавания по Средиземному морю «На воде» (1888), для которого характерно свободное выражение субъективных эмоций. Творчество Р.Роллана (1866-1944). Высоко ценивший театр как наиболее демократический и действенный вид искусства, Р.Роллан входит в литературу как драматург. Этому предшествует плодотворная педагогическая и искусствоведческая деятельность. В течение длительного времени Роллан читает лекции по истории искусств в Сорбонне, в 1896 году защищает две диссертации «История происхождения оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» и «Упадок живописи в Италии после XVI века». Заметным явлением в теории музыки станут статьи Р.Роллана «Музыканты наших дней» (1908), «Музыканты прошлого» (1908), «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1927-1945).

Значительное место в творческой биографии Р.Роллана занимает цикл «Героические жизни» («Жизнь Бетховена», 1903; «Жизнь Микеланджело», 1906; «Жизнь Толстого», 1911). Несомненная органическая связь существует между ними и романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912).

Анализируя роман, студентам необходимо уделить особенное внимание специфике роллановского психологизма. Роллан заостряет внимание читателя на непрерывном развитии и углублении внутреннего мира своего героя. Сюжетная линия в романе движется не от события к событию, а от одного периода внутренней жизни к другому (Е.Евнина).

При работе над романам студентам необходимо проследить все этапы духовной, творческой эволюции Жана-Кристофа, изображенной на широком общественном фоне. В этом студентам поможет дополнительная научная литература.

А.Франс (Жак-Анатоль Тибо, 1844-1924) сочетал в своем творчестве приверженность гуманистическим традициям французской культуры и стремление к созданию новых жанровых форм, обогащение современной ему литературы новыми идеями, что, несомненно, соответствовало духу рубежа веков. Творческий путь Франса по своему внутреннему содержанию распадается на три периода: I –1862-1881гг. Этот этап проходит во многом под влиянием поэтов-парнасцев (Т.Готье, Ш.Бодлера, Л. де Лилля). Знакомство с лирикой этих поэтов позволит студентам уловить их традиции в ранней лирике А.Франса («Золотые плоды», 1873; «Коринфская свадьба», 1876). В первый период намечаются и основные черты прозы А.Франса (тяготение к исторической тематике, интеллектуальная насыщенность повествования, новый тип героя-ученого-гуманиста, сочетание иронии и пафоса в изображении действительности). С этими особеностями студент столкнется в программных произведениях курса «Боги жаждут» и «Остров пингвинов». Один из романов предлагается студентам на выбор.

II – 1881 – конец 90-х годов XIX в.

В 1881 г. Франс публикует роман «Преступление Сильвестра Боннара, члена Института». Для знакомства с творческой манерой Франса данного периода студентам предлагается ознакомиться со сборниками новелл «Вальтасар» (1889), «Перламутровый футляр» (1892), «Колодец святой Клары» (1895).

III – конец 90-х – 1918 г.

Этот период открывает эпопея «Современная история». К этому периоду относятся и романы «Остров пингвинов» (1908) и «Боги жаждут» (1912 ). В романе «Остров пингвинов» автор поставил перед собой задачу изобразить «деяния человечества» с учетом «многих черт из истории собственной страны». В форме аллегории автор изображает в романе некоторые факты французской истории и ее деятелей (столетняя война пингвинов с дельфинами – Столетняя война Франции и Англии; заговор Шатийона – попытка государственного переворота Буланже; дело о похищении 80 тысяч копен сена – дело Дрейфуса; Драко – Карл Великий, Тринко – Наполеон, Феникс – Жорес). Особенности историзма, определившие замысел автора и его воплощение станут студентам понятнее после знакомства с соответствующими периодами французской истории. Для этого предлагается несколько тем докладов с последующим выступлением перед аудиторией. Студентам также необходимо обратить внимание на кольцевую композицию романа и попытаться соотнести этот факт с замыслом писателя. При анализе романа важно учесть роль гротеска в художественной структуре романа и проследить при этом приверженность Франса традиции и его новаторство.

Бельгийская литература

В программе курса бельгийская литература представлена творчеством Э.Верхарна (1855-1916) и М.Метерлинка (1862-1949, лауреат Нобелевской премии 1911 г.). С биографией и творчеством Э.Верхарна студентам предлагается ознакомиться обзорно, представив их в форме рефератов или докладов.

М.Метерлинк вошел в историю мировой литературы прежде всего как реформатор европейской драмы и создатель концепции символистского театра. Эстетические взгляды Метерлинка изложены в работах «Сокровище смиренных» и «Мудрость и судьба», с которыми студентам предлагается ознакомиться обзорно. Своеобразное понимание задач творчества, эстетические взгляды определили и специфику метерлинковской театральности. М.Метерлинк создает своеобразный «театр молчания», «театр смерти», что стало иллюстрацией его философии. Философии Метерлинка свойственен мистицизм, который происходит от идеи отречения от Бога и признания феномена Неизвестного, безликой и фатальной субстанции, враждебной человеку. Неизвестное становится главным героем целого ряда одноактных пьес М.Метерлинка, составивших первый символистский период творчества драматурга (1889-1896). Это драмы «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Семь принцесс» (1891), «Там внутри» (1894), «Пелеас и Мелисанда» (1892). Пьесы «Непрошеная», «Слепые», «Там внутри» («драмы ожидания») включены в программу курса. Анализируя пьесы, студенты должны разобраться в сложной символике театра Метерлинка, в системе предзнаменований, свойственных творческой манере Метерлинка. Второй период творчества (1900-1917) открывается появлением психологической драмы «Монна Ванна» (1902). Неоромантические тенденции в изображении конфликта «героя» и «толпы» сделали эту драму заметным явлением в литературной жизни Европы.

В программу курса также включена пьеса «Синяя птица» (1905), написанная в форме философской сказки. Третий период творчества Метерлинка (1917-1945) отмечен появлением значительного количества драматических произведений, трактатов и эссе по различным проблемам философиии и искусства. Художественные открытия Метерлинка, безусловное новаторство его драматургии во многом определили специфику театра ХХ века.

Норвежская литература

Норвежская литература рубежа веков представлена в программе курса творчеством Г.Ибсена и К.Гамсуна.

Г.Ибсен (1828-1906) оказался последним представителем старой театральной системы и провозвестником новых драматических форм. В литературу Г.Ибсен вошел как поэт, но всемирную известность ему принесла драматургия. Драматургию Г.Ибсена, его неповторимую творческую манеру во многом обусловило трепетное отношение к прошлому Норвегии, ее национальной истории, фольклору.

Студентам предлагается ознакомиться с пьесами Г.Ибсена «Привидения», «Кукольный дом». Пьесы «Привидения» (1881) и «Кукольный дом» (1879 ) стали наряду с другими («Столпы общества», 1877; «Враг народа», 1882) выражением творческой эволюции драматурга. Драмы «Кукольный дом» и «Привидения» исследователи относят к циклу «семейных драм» Г.Ибсена. Актуальные проблемы современности, постановка «женского» вопроса, заострение внимания на «биологическом факторе» («Привидения») обусловили пьесам Ибсена непреходящий успех. Характерным для драматургии Ибсена является прием «дискуссии», прием раскрытия «тайны» героя. «Кукольный дом», по мнению исследователей, «положил начало «новой драме». Пьесам Г.Ибсена свойственно интеллектуально-аналитическое начало, раскрытие общего через частное, органичное проникновение в реальное положение вещей.

Студентам предлагается для ознакомления книга Б.Шоу «Квинтэссенция ибсенизма», а также материал о восприятии творчества Г.Ибсена в России (Чехов, Мережковский, Блок, Анненский, Белый). Плодотворной, на наш взгляд, является параллель Ибсен и Ницше. По данной теме могут быть подготовлены рефераты и доклады. Соответствующие рекомендации студент найдет в лекциях и прилагаемой библиографии.

Творчество Г.Манна (1871-1950 ) представлено в программе курса трилогиями «Богини» («Диана», «Минерва», «Венера», 1903 и «Империя», романом «Учитель Гнус», 1905). Студентам предлагается полностью ознакомиться с трилогией «Богини» и одним из романов «Империи» – «Верноподданный» (1914). В качестве дополнительного материала, позволяющего студентам расширить свое представление о творчестве Г.Манна, предлагаются наиболее значительные публицистические работы Г.Манна, созданные до I Мировой войны, - эссе «Флобер и Жорж Санд» (1905), статьи «Вольтер и Гете» (1910), «Золя» (1915).

Творчество Т.Манна (1875-1955) попрограмме курса истории зарубежной литературы рубежа веков предполагает знакомство студентов с романом «Будденброки» и новеллами соответствующего периода.

Анализируя ранние новеллы Т.Манна, студентам следует обратить внимание на особенности манновского психологизма, проявившегося в скрупулезном анализе внутреннего мира своих героев. Новеллы (1896-99 гг.) посвящены в основном зарисовке и анализу того или иного состояния человека. («Разочарование», 1896; «Паяц», 1897; «Маленький господин Фридеман», 1897; «Луизхен», 1897; «Тобиас Миндерникель», 1897; «Платяной шкаф», 1899; «Смерть», 1897; «Дорога на кладбище»).

Очевидно влияние на раннего Т.Манна идей А.Шопенгауэра и Ф.Ницше (новеллы «Воля к счастью» и «Смерть»).

Студентам также рекомендуется ознакомиться с новеллами Т.Манна «Тристан» (1902), «Тонио Крегер» (1903), «Смерть в Венеции» (1913). Новелла «Тристан» – это вагнеровская интерпретация легенды о Тристане и Изольде в ее литературном изложении. Тема взаимоотношений искусства и жизни воплощена в новелле «Тонио Крегер». Несомненна внутренняя связь между новеллой и романом «Будденброки» (1901) (Тонио – Ганно Будденброк). Новеллу можно считать своеобразным творческим манифестом Т.Манна. Новелла «Смерть в Венеции» создана «в защиту искусства, порождаемого чувством и жизнью».

Проблематика новелл Т.Манна, в частности музыкальная тема, найдет свое концептуальное продолжение в романе «Доктор Фаустус». Художественная структура романа «Будденброки» традиционна. По мнению исследователей, роман написан в традиционной реалистической манере, близкой к натурализму (Е.Евнина). Это роман – хроника, который сам Т.Манн впоследствии назовет «натуралистическим» (толчком к написанию станет знакомство с романистикой Гонкуров). О близости к натурализму говорит тяготение писателя к детализированному описанию повседневной жизни семьи Будденброков, чрезмерное внимание к физиологическим процессам, факторам наследственности, болезням и т.д.

Студентам необходимо увидеть и отход Т.Манна от описательной натуралистической манеры, связанной с углублением психологизма (образ Томаса Будденброка, Ганно). Анализируя образ Томаса Будденброка, студенты должны отметить его склонность к анализу и обобщению самых тонких своих душевных движений, способность увлекаться сложными философскими системами (А.Шопенгауэр), его тяготение и буквальное слияние с природой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: