Микротехнология «Ситуация»

Использование рассматриваемой ситуативной технологии предполагает выработку навыков поведения в различных условиях при сохранении человеческого достоинства.
Реализация технологии предполагает наличие у руководителя авторитарной позиции, проявление психологической лабильности.
В описательном плане данная технология выстраивается на основе различных социальных ролей и проявлении себя как личности, имеющей духовно-нравственный стержень.
Введение в ситуацию игры предполагает разделение группы на четыре микрогруппы.
Первая микрогруппа самая многочисленная и не имеет никаких установок.
Вторая – получает карточки задания на бумаге красного цвета. «Ты – террорист. Найди своих единомышленников, не привлекая внимания».
Третья группа – вездесущие журналисты, пытающиеся пройти аккредитацию – карточки желтого цвета.
Четвертая группа – эксперты, способные оценить ситуацию, причем оценка должна быть проведена с позиции тактической грамотности.
При ролевом распределении первая группа уже чувствует психологическую нестабильность, следующий психологический урон наносится при выведении трех других групп за стены аудитории, где договариваются о стиле проигрывания ситуации.
Руководитель предупреждает всех индивидуально о необходимости соблюдать правило: «Никаких физических контактов».
Алгоритм проведения:
1. деление на группы;
2. взаимосвязь в микрогруппах;
3. реализация ситуации;
4. освещение ситуации прессой;
5. экспертная оценка ситуации;
6. работа в проблемном поле ситуации:
а) «террор и террористы – это хорошо или плохо»

· личностное отношение;

· отношение других людей;

· на чем основываются данные отношения

б) «заложники – это жертвы или…»

· кто такие заложники;

· каждый ли может стать заложником;

· какие могут быть варианты поведения заложников: полного подчинения, неповиновения, частичного сопротивления, агрессивности и полного противостояния.

в) как вели себя «наши заложники» и к чему это могло привести в реальной жизни.
г) рассказ заложников о своих впечатлениях и поступках с отстаиванием духовных ценностей:

· добро,

· красота,

· человечность,

· духовность.

7. подведение итогов и выход из ситуации:

· Что Вы узнали о себе нового?

· Какие качества Вы хотели, но не смогли проявить?

· Какие Ваши душевные качества поставят преграду перед злом?


Методики интерактивного педагогического взаимодействия.
Технологический аспект

Метод анализа конкретных ситуаций
Метод анализа конкретных ситуаций служит инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений. Под конкретной ситуацией понимают событие, которое включает противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей средой. Существуют три основных типа ситуаций, с которыми обычно сталкивается человек в процессе деятельности.
Стандартная ситуация — часто повторяющаяся ситуация при одних и тех же обстоятельствах, имеющая одни и те же источники. Она может иметь как положительный, так и отрицательный характер.
Критическая ситуация — нетипичная ситуация, разрушающая первоначальные расчеты и планы, требующая радикального вмешательства.
Экстремальная ситуация – уникальная ситуация, не имеющая в прошлом аналогов, приводящая к негативным изменениям.
В рамках организационно-деятельностной игры стандартные ситуации имеют особую ценность. Это объясняется тем, что в совокупности стандартные ситуации создают более сложную проблему, чем критические и экстремальные. Более того, периодическая повторяемость стандартных ситуаций приводит к стандартному решению. Такое решение в лучшем случае ликвидирует негативные последствия, но не устраняет причины ситуации.
Метод анализа конкретных ситуаций насчитывает около 30 модификаций. Мы ограничимся характеристикой лишь некоторых из них, наиболее распространенных и эффективных.
Ситуация — иллюстрация. На конкретном примере демонстрируются закономерности или механизмы социальных процессов, позитивная и негативная деятельность личностей и коллективов, эффективность использования методов и приемов работы, значение каких-либо факторов и условий.
Ситуации — оценка. Аудитории предлагается описание конкретного события и принятых мер, формулируется задача оценить причины, механизмы, значение и следствие ситуации и принятых мер.
Ситуация — упражнение. Анализ данной ситуации требует обращения к источникам информации. Участники совместной аналитической деятельности делятся на группы по 3 — 5 человек и изучают ситуацию, готовят вопросы, связанные с ситуацией, и приступают к поиску ответов, используя справочную литературу, компьютер или консультируются у специалистов. Получив необходимую дополнительную информацию, аналитики формируют план действий, прогноз конечного результата, проекты решений.
Процедура метода анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы.
— Введение в изучаемую проблему (актуальность, сложность и значение решения).
— Постановка задачи (определяются круг задач, границы анализа и поиски решений, устанавливается режим работы).
— Групповая работа над ситуацией.

· Групповая микродискуссия (обсуждение точек зрения и решений, формирование единого подхода к проблемам, выбор лучшего решения в данной ситуации).

· Итоговая беседа (подведение итогов с опорой на заранее разработанный "ключ" анализа ситуации — оптимальный вариант решения проблемы).

Разрешение проблемных ситуаций
Проблемные ситуации позволяют приблизить учебную деятельность к естественному процессу познания. В результате практической деятельности по решению проблемных задач слушатели значительно быстрее изменяют неактуальные профессиональные установки на актуальные.
Виды проблемных ситуаций выделены Н.В. Демченко.

· Проблемные ситуации, возникшие в случае невозможности объяснить новые факты, явления, осознать новый материал при помощи уже имеющихся знаний.

· Проблемные ситуации, возникающие в случае применения уже имеющихся знаний в необычных условиях, при попытке решения новых задач.

· Проблемные ситуации, возникающие в случае появления противоречий между теоретическими знаниями, полученными на занятиях, и реальной практикой.

Метод инцидента (вариант метода анализа конфликтной ситуации)

· Излагается результат, который является следствием конфликта.

· Игроки путем косвенных и прямых вопросов получают дополнительную информацию:

а) об участниках конфликта;
б) о причинах конфликта;
в) о возможных путях взаимодействия в решении конфликта;
г) о предложениях по выходу из конфликтной ситуации.

· Сравнение альтернативных предложений по выходу из конфликтной ситуации, выбор наиболее часто встречающегося решения.

Правила для использования метода инцидента.
1. Коротко изложи инцидент.
2. Не выдавай лишней информации, только ту, которая запрашивается.
3. Обучай постановке прямых и косвенных вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: