Молодежная политика: сущность и типология. Принципы молодежной политики

Одним из важнейших индикаторов состояния общества является положение молодежи, поскольку она представляет собой особуюсоциально-демографическую группу, с которойсвязаны реальные перспективы развитиялюбой страны в ближайшие десятилетие.

Поколение тех, кому сейчас до 30 лет, сформировалось фактически уже в постсоветскийпериод и наиболее отличается от другихпоколений россиян. Перспективы развитиямолодежи в значительной степени зависят отрегулирования со стороны государства, от егомолодежной политики.

Молодежная политика ≫ как понятие появилось в общественно-политической и научнойлитературе в 1950–1960-е гг. и было связаносо становлением молодежи как самостоятельной социальной силы и ее самоопределениемв социально-политическом пространстве. К70-м гг. XX в. молодежная политика в большинстве развитых странстановится самостоятельным направлением государственнойполитики. Это находит выражение в принятиизаконов и специальных программ, связанных сширокой реализацией прав молодежи в сфереобразования и трудоустройства; решениемпроблем молодых семей (осуществлениемкредитования строительства и приобретенияжилья, выдачей ссуд на обустройство и т. д.)

В зависимости от того, что признается проблемами молодежи, как определяются границы и задачи государственного регулирования социальных процессов в том или ином обществе, насколько дифференциация общества по возрастному признаку отражает культурную традицию и соответствует сложившимся в данном обществе ценностям и нормам, молодежная политика существенно различается и по концепции, и по применяемым на практике методам ее осуществления. Так, концепция, реализованная в США, основывается на минимальном участии государственных структур в социализации молодежи. Социальная поддержка молодежи объявляется делом благотворительных частных организаций. Модель молодежной политики, характерная для Швеции, Финляндии, Германии и ряда других стран, напротив, основывается на особой роли государства, четкой регламентации законом мер поддержки молодых людей и молодежных организаций.

Процесс формирования и реализации молодежной политики в новых российских условиях предусматривает поиск ответов на вопросы о том, как определить ее цели и задачи, каким должно быть содержание, какова система факторов, влияющих на этот процесс, кто и как ее вырабатывает, планирует, осуществляет, контролирует, какие технологии могут быть наиболее оптимальными и эффективными и т. д.

В основе формирования и реализациимолодежной политики лежат объективные исубъективные факторы. Объективным фактором молодежной политики выступает общественная потребность в ней, выражающаянеобходимость разрешения целого ряда противоречий общественного развития. В условияхтрансформирующегося российского обществаэта потребность связана прежде всего созначительными нарушениями (в некоторыхмоментах – разрушением) в функционировании традиционных институтов социализациимолодых поколений – семьи, образования, сообщества сверстников и др.

Значительной части современной молодежиприсущ политический нигилизм, индифферентность. Явное отчуждение, жесткое обособление молодежи от политической жизниобщества не могут не мешать нормальной социальной жизни, что актуализирует проблему≪молодежь и власть≫.

Молодежная политика – деятельность государства, политических партий, общественных объединений, других субъектовобщественных отношений, целью которойявляется воздействие на социальное развитиеи социальную защиту молодежи.

Переходя к субъективным факторам формирования и реализации молодежной политики,

важно понимать, что молодежная политика не должна быть делом только государства. В ееразработке и осуществлении должны участвовать все социальные институты, и прежде всего молодежные, семейные, образовательные и т. д. Исходя из принципа субъектности молодежной политики, выделяют два ее вида.

Первый вид – государственная молодежная политика, где субъектом является государство

в лице его специальных органов, деятельность которых в большей или меньшей степени связана с развитием человека (образование, культура, физическое развитие, труд, досуг и т. д.). У государства есть возможность опереться в своей молодежной политике на определенную идеологию – систему взглядов, идей, в которых выражается отношение к существующим проблемам и противоречиям; на систему права, нормативно закрепляющую базовые параметры идеального проекта (образа) молодого человека и молодежи, отвечающего вызовам истории и потребностям развития человека и общества.

Второй вид – общественная молодежная политика, в которой субъектом являются различные партии, профсоюзы, бизнес-сообщества, СМИ, молодежные объединения, сами молодые люди. Обратим внимание, что различные общественные силы могут строить молодежную политику, исходя из собственныхресурсов. Молодежная политика политическихпартий, общественных объединений ограничена их правовыми возможностями, но имеетважное направление развития, состоящее втом, что вырабатывается некая идеальная модель (нормативный образ) молодого человека, молодежи, которую организация (корпорация) стремится представить всему обществу какэталон.

Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определённого качества жизни самой молодёжи, которая в перспективе станет экономически активным населением.

Государственная молодежная политика – это система целенаправленных мер властных структур по всесторонней поддержке подрастающих поколений, по формированию социально активной, высокообразованной, профессионально подготовленной, культурной, нравственно богатой личности.

В формировании и реализации государственной молодежной политики выделяются следующие основные направления:

- Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития;

- Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни;

- Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей;

- Государственная поддержка молодых семей;

- Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации;

- Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.

Принципы мировой молодежной политики.

Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом.

Принцип социальнойкомпенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса.

Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: