По этому признаку предприятия подразделяются на малые, средние и крупные.
Малые предприятия
Малые - самая многочисленная форма предприятий, и в большинстве стран они представляют собой фундамент, на котором вырастают потом другие предприятия. На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения.
В зарубежной системе хозяйства малые предприятия часто подразделяются на малейшие и мелкие, различаясь по численности занятых.
Особенности малых предприятий заключается в следующем:
· обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие разных предприятий и сфер деятельности;
· имеют прямой контакт с потребителями и быстрее, чем крупные, улавливают изменение спроса и частные потребности;
· быстрее могут обновить выпуск продукции;
· способствуют созданию конкуренции на рынке;
· обычно более низкие издержки производства, чем у крупных;
· часто работают по заказам крупных фирм, что позволяет выжить в условиях рынка.
Основная проблема малого предпринимательства - это отсутствие инвестиций.
|
|
Средние предприятия
Средние предприятия, занимая промежуточное положение между малыми и крупными, имеют следующие характерные признаки:
· численность персонала от 100 до 500 человек;
· узкая специализация, т.е. выпуск от 1 до 3 товаров. Эта узкая специализация позволяет средним фирмам выжить в условиях конкуренции с крупными предприятиями, что, прежде всего, обусловлено низкими издержками производства при специализации.
Кроме этого, рынок, на котором работает специализированное предприятие, менее поврежден различным колебаниям. Средние фирмы действуют обычно в узкой части рынка (ниши), но в ней они являются минимонополиями, и если возникает потребность в их товаре, то изготовить его могут только они.
Однако деятельность средних фирм связана с опасностью, обусловленной изменениями спроса. Если фирма выпускает только один товар, а на рынке появился товар-заменитель, то спрос на товар средней фирмы упадет и ее ждет банкротство. Поэтому очень важно найти на рынке ту нишу рынка, где будет существовать длительный спрос, а еще лучше выпускать два или три товара.
Крупные предприятия
Основные характерные признаки крупного предприятия (корпорации):
· численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников.
обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск стандартных товаров
· массовый выпуск позволяет использовать «эффект масштаба» и держать на низком уровне издержки производства;
· выпуск стандартных товаров упрощает контроль за качеством и облегчает автоматизацию;
|
|
· наличие значительных финансовых ресурсов позволяет приводить масштабные научные исследования и активную маркетинговую политику, в том числе тактику низких цен при большом объеме продукции;
· широкое использование внутрифирменного планирования.
В зависимости от степени динамичности крупные предприятия подразделяются на три группы:
· продолжающие динамично развиваться. Например, японская фирма «Sony»;
· утратившие динамизм развития, но сохраняющие стабильное положение. Это обеспечивается значительными объемами производства, диверсификацией производства и наличием значительного числа международных филиалов;
· утратившие и динамизм и снижение темпов развития и стабильность прибыли, что чаще всего вызывается: чрезвычайно широким ассортиментом продукции, усложненной организационной структурой, чрезмерными производственными мощностям и т.п. В качестве примера такой компании обычно называют голландский электротехнический концерн «Philips».
Вышеприведенная система классификации применяется в мировой хозяйственной практике. В России при делении предприятий на малые, средние и крупные обычно учитываются следующие признаки:
· численность работающих;
· стоимостный объем выпуска продукции;
· стоимость основных производственных фондов.