о передаче сообщения по подследственности или подсудности (ч.1 ст.145 УПК)

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК). Возможность обеспечения конфиденциальности сведений об источнике информации предусмотрено федеральным законодательством о средствах массовой информации, что в свете вышеизложенной нормы не противоречит действующему УПК.

Если заявление или сообщение не содержит достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, то должностные лица, наделенные правом возбуждения дела, обязаны в вышеуказанный трехсуточный срок принять меры к проверке и пополнению имеющихся данных. Действующий УПК практически не указывает на способы соответствующей проверки. Лишь в ч. 1 ст. 144 УПК говорится, что при проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок и ревизий, привлекать к участию в них специалистов. Однако по аналогии с нормами прежнего УПК РСФСР и сложившейся практикой в качестве таких способов используются истребование необходимых материалов (документов, предметов), получение объяснений. Также допустимо использование в этих целях возможностей оперативно-розыскных мероприятий. Производство следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела, как правило, не допускаются, за исключением осмотра места происшествия, осмотра трупа и освидетельствования.

С учетом того, что завершение проверочных действий, особенно если это связано с назначением ревизий и экспертиз, не всегда возможно в трехсуточный срок с момента поступления заявления или иного сообщения о преступлении, законодатель предоставил руководителю следственного органа и начальнику органа дознания по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Целью доследственной проверки является установление относимости, достоверности и достаточности имеющихся данных (оснований) для возбуждения уголовного дела. Иными словами, данная проверка проводится в случае, если имеются данные, указывающие на признаки преступления, но их недостаточно для принятия решения, либо возникли сомнения в их достоверности (так как если собрано достаточно данных, указывающих на признаки преступления, то основания для возбуждения уголовного дела считаются установленными и необходимо сразу возбуждать уголовное дело). Необходимой предпосылкой для начала доследственной проверки является наличие какого-либо повода к возбуждению уголовного дела (заявление о преступлении, письменно оформленная явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления). Заявление о преступлении или явке с повинной, при удовлетворении их формы и содержания предъявляемым требованиям, автоматически признаются поводами к возбуждению уголовного дела, а их поступление является основанием для проведения доследственной проверки. Данные, указывающие на признаки преступления, поступившие (принятые) из других источников (для того чтобы стать поводом к возбуждению уголовного дела), в соответствии со ст. 140, 143 УПК РФ должны быть оформлены в виде рапорта об обнаружении признаков преступления.

По нашему мнению, основным назначением доследственной проверки является установление наличия или отсутствия признаков преступления в совершенном деянии для принятия решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в его возбуждении или о передаче по подследственности. При этом следует отметить, что при проведении проверки перед дознавателем, органом дознания или следователем не должна стоять цель собирания материалов, содержащих данные, изобличающие определенное лицо в совершении преступления. Собирание подобных материалов является задачей следующей стадии уголовного процесса – предварительного расследования.

УПК РФ требует от соответствующих должностных лиц и органов проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, однако понятие «доследственной проверки» в нормах уголовно-процессуального закона отсутствует. Также как отсутствует указание на средства проверки, исключение составляют четыре способа проверки, о которых будет сказано ниже и ряд норм, которые характеризуют лишь некоторые особенности данной деятельности.

Так, средства доследственной проверки можно классифицировать, положив в основу источник нормативного закрепления:

1) В УПК предусмотрены такие средства проверки сообщений о преступлениях как:

- осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование;

- производство документальных проверок, ревизий и привлечение к их участию специалистов (ч.1 ст.144 УПК);

- требования, поручения, запросы следователя (ст. 21, ч. 2 ст. 144 УПК);

- представление предметов и документов потерпевшим, его адвокатом и другими лицами (ст. 86 УПК).

2) В иных ФЗ, регламентирующих права должностных лиц и государственных органов, уполномоченных производить проверку сообщений о преступлениях, закреплены следующие средства:

-получение объяснений, досмотр и т.д. (ст. 6 ФЗ РФ от 12 августа 1995 г. «Об ОРД», ст. 22 ФЗ РФ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре» и др.)

3) Средства, предусмотрены ведомственными актами:

- проведения изъятия вещей (Приказ МВД России № 840/1999 г)

- проведение судебно-медицинского исследования (обследования) (Приказ Министерства Здравоохранения РФ № 131/1998 г., № 161/2003г.);

- проведение исследований веществ и объектов (Приказ МВД России № 261/1993 г.);

- проведение исследований изъятого вещества для установления принадлежности к наркотикам (Приказ МВД России № 840/1999 г.) и т.д.

Сразу после приема сообщения в правоохранительном органе заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК). Конкретные форма и реквизиты такого документа устанавливаются нормативными актами ведомств, наделенных полномочиями производства дознания и предварительного следствия.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124, 125 УПК.

О принятом решении по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор сообщают заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК).

Поскольку решение о передаче сообщения по подследственности является по сути промежуточным, так как в дальнейшем уже компетентный орган, еще до истечения установленных сроков, обязан принять окончательное решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела, то в таких случаях орган, передающий сообщение по подследственности, обязан принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК).

Решение о возбуждении уголовного дела оформляется постановлением соответствующего наименования. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются: 1) дата, время и место его вынесения; 2) кем оно вынесено; 3) повод и основание для возбуждения уголовного дела; 4) пункт, часть, статья УК, на основании которых возбуждается уголовное дело (ч.ч. 1, 2 ст. 146 УПК). Если дело возбуждается в отношении конкретного лица, то об этом в обязательном порядке указывается в резолютивной части постановления, поскольку тем самым фиксируется момент начала уголовного преследования и появления в деле процессуальной фигуры подозреваемого.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

В соответствии со ст.148 УПК РФ руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч.1 ст. 24 УПК РФ, допускается лишь в отношении конкретного лица. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РПФ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: