1. Проблемы адаптации к новой школьной ситуации проявляются по крайней мере в трех сферах: адаптация к новому пространству, адаптация к учителям и новому учению, адаптация к классному воспитателю.
Новое пространство. Другой блок школы, переходы из класса в класс, разные нарты и т.п. являются полем возможных проблем для пятиклассников. Общая регулирующая идея - ориентация ребят в новом пространстве, например, в форме «Первосентябрьского путешествия» с составлением «карты» - повой для пятиклассников школы. Может быть эта «карта» в увеличенном виде будет висеть в своем классе.
Есть особенные ребята для которых эта проблема острее, - им не-комфортно за новой партой, они запутываются в кабинетах, они ригидны; сила привычки, привычность - одна из главных их особенностей. Такие ребята, конечно, нуждаются в особой поддержке в первое время. Причем эта поддержка должна носить характер не столько заруковождения, сколько демонстрации теплой заинтересованности: «Ну, как тебе? Привыкла? Запомнила? Нашла место для сумки?»
|
|
Вторая сфера адаптации – учителя и учебные предметы. Любопытство и тревога - два главных состояния пятиклассника в отношении новых учителей. Тревога чаще всего следствие неопределенности. Уменьшить эту неопределенность - главная задача классного воспитателя. Для этого можно предложить две идеи. Первая - предварительное знакомство (очное в форме классного часа или заочное - в форме рассказа классного воспитателя об учителях); важно, чтобы это знакомство открывало ребятам новых учителей не только как предметников, а с их человеческими интересами и позитивными особенностями. Вторая идея - систематическое (но краткое) обсуждение с пятиклассниками возникающих на уроке проблем. Может быть, это ежедневные пятиминутки после уроков или пятнадцатиминутки - раз в три дня. Конечно, очень хороши малые педсоветы - стартовый, знакомящий учителей с особенностями класса и вырабатывающий договоренности об общей учебной политике и второй, через месяц - обсуждающий происходящие на уроках с классом события.
Установление отношений класса с воспитателем имеет две пересекающиеся линии - это создание благоприятных возможностей классу узнать побольше о своем классном наставнике и проявление воспитателя как организатора и участника совместной интересной деятельности. Возможные узнавания воспитателя - интервью с ребятами, ответы воспитателя в общей анкете, рассказ воспитателя о себе на «Круге знакомств» и пр.