Вопросы
Для междисциплинарного государственного экзамена по филологии (история русского языка и современный русский язык)
Выпуск 2015 года
Итоговый экзамен по направлению подготовки «Филология»
Итоговым экзаменом по направлению подготовки «Филология» является междисциплинарный экзамен по филологии. К сдаче итогового государственного экзамена допускаются студенты, прошедшие полный курс обучения в соответствии учебным планом университета, что подтверждается соответствующими записями в зачетной книжке студента.
Структура государственных экзаменационных билетов
Экзаменационные билеты государственного междисципли-нарного экзамена по филологии включают два теоретических вопроса: один вопрос по русскому языку и один вопрос по истории русской литературы; одно практическое задание по русскому языку. Теоретические вопросы отражают основные разделы вузовских программ по современному русскому языку и истории русского языка, по истории и теории русской литературы. Анализ текста по русскому языку нацелен на выявление навыков применений студентами теоретических знаний в процессе анализа языкового материала.
Объем и содержание экзаменационных билетов соответствует действующему Государственному образовательному стандарту по направлению «Филология», программам и требованиям квалификационных характеристик.
Критерии оценок ответа
на итоговом государственном экзамене
При сдаче государственного экзамена студент должен продемонстрировать:
а) знание основ теории и истории языкознания / литературоведения;
б) владение терминологическим аппаратом современного языкознания / литературоведения;
в) понимание теоретических проблем, относящихся к определенной заданной области языкознания / литературоведения;
г) способность последовательно и аргументировано излагать содержание теоретического материала;
д) владение различными современными методами филологического анализа текстового материала и способность использовать их для решения конкретных языковедческих / литературоведческих задач;
е) достаточный уровень самостоятельного творческого мышления при интерпретации языкового материала.
Оценка 91-100 баллов ("отлично") ставится при условии, если:
• студент обладает всеми знаниями и умениями, перечисленными в приведенном списке общих компетенций;
• содержание вопросов изложено четко, последовательно и с полным пониманием места обсуждаемых проблем в общей проблематике соответствующей области языкознания / литературоведения;
• отсутствуют фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;
• филологический анализ текстового материала проведен безошибочно и с применением современных методов лингвистических исследований.
Оценка 71-90 баллов ("хорошо") ставится при условии, если:
• студент обладает знаниями и умениями, перечисленными в приведенном списке общих компетенций;
• содержание предъявленных в билете вопросов изложено в целом последовательно и с пониманием места обсуждаемых проблем в общей проблематике соответствующей области языкознания / литературоведения;
• допущены некоторые малозначительные фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;
• филологический анализ текстового материала проведен без существенных ошибок и с применением современных методов лингвистических исследований.
Оценка 60-70 баллов ("удовлетворительно") ставится при условии, если:
• студент обладает не всеми знаниями и умениями, перечисленными в приведенном списке общих компетенций;
• содержание предъявленных в билете вопросов изложено фрагментарно, отсутствует понимание места обсуждаемых проблем в общей проблематике соответствующей области языкознания / литературоведения;
• допущены фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;
• филологический анализ текстового материала проведен с существенными ошибками.
Оценка 10-59 баллов ("неудовлетворительно") ставится при условии, если:
• студент не обладает знаниями и умениями, перечисленными в списке общих компетенций;
• студент не может четко изложить содержание предъявленных в билете вопросов;
• допущены существенные фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;
• филологический анализ текстового материала не проведен.