Издержки и их роль в формировании цены в современных условиях

Перед любым предприятием встает задача не только рассчитать полные затраты на выпуск продукции для отражения в бюджете и последующего определения финансового результата своей хозяйственной деятельности за отчетный период, но и определить издержки для целей ценообразования. Цель управления затратами заключается в том, чтобы наиболее эффективным способом определить цену, которая с одной стороны, устроила бы покупателя продукции, а с другой – способствовала бы получению желаемой прибыли предприятием-производителем.

Рассмотрим на примере одного малого предприятия специализирующего на производстве мебели калькулирование полной себестоимости продукции с разными базами распределения косвенных расходов и влияние этих расчетов на рентабельность. В таблице 1 представлены исходные данные: выручка от реализации продукции без налогов, исходя из рыночных цен, косвенные расходы и прямые затраты за месяц. Определим наиболее рентабельный вид изделия с распределением косвенных расходов по изделиям пропорционально затратам труда на изготовление: книжные полки – 0,2 ч/шт.; набор дачной мебели− 0,6 ч/шт.; набор кухонной мебели −0,9 ч/шт.; всего−1,7 ч/шт. Рассчитаем коэффициент распределения косвенных расходов пропорционально общей трудоемкости: 16400:1,7=9647. Далее определяем сумму косвенных расходов по изделиям: 9647×0,2=1929; 9647×0,6= 5788; 9647×0,9=8682.

Таблица 1. Калькулирование полной себестоимости продукции с распределением косвенных расходов пропорционально затратам труда на их изготовление

№п/п Показатели Всего В том числе
полки дачная мебель кухонная мебель
  Прямые затраты, тыс. руб.        
  Косвенные расходы, тыс. руб.        
  Всего затрат, тыс. руб.        
  Выручка от реализации, тыс.руб.        
  Прибыль (-убыток), тыс. руб. (стр.4-стр.5)       -532
  Рентабельность (-убыточность) (к полным затратам), % (стр.5:стр.3×100%) 11,2 34,0 11,0 -3,03

Из расчета видно, что более трудоемкое изделие привлекает на себя и соответственно большую сумму косвенных расходов, что и приводит в сравнении с рыночной ценой к убыточности кухонной мебели. На основе калькулирования полной себестоимости продукции традиционным методом предприятие может увеличить, если это позволяет спрос, как наиболее рентабельной продукции выпуск книжных полок за счет снятия с производства наборов кухонной мебели, как убыточной продукции. Но тогда и прибыльная продукция снижает свою рентабельность, так как себестоимость оставшихся изделий увеличится на сумму косвенных расходов приходящихся на кухонную мебель.

В ходе поиска ответа на вопрос, сохранять или закрывать действующее производство кухонной мебели изменим базу распределения косвенных расходов пропорционально прямым затратам, произведем полный расчет и определим наиболее рентабельный вид продукции: коэффициент распределения = 16400:24650=0,6653; 0,6653×9150=6088; 0,6653×6650=4424; 0,6653×8850=5888.

Таблица 2. Калькулирование полной себестоимости продукции с распределением косвенных расходов по изделиям пропорционально прямым затратам

№п/п Показатели Всего В том числе
полки дачная мебель кухонная мебель
  Прямые затраты, тыс. руб.        
  Косвенные расходы, тыс. руб.        
  Всего затрат, тыс. руб.        
  Выручка от реализации, тыс.руб.        
  Прибыль (-убыток), тыс. руб. (стр.4-стр.5)   -388    
  Рентабельность (-убыточность) % (стр.5:стр.3) 11,2 -2,5 24,6 15,3

Расчеты показывают, что при одних и тех же показателях в целом по предприятию мы имеем разные результаты прибыльности одних и тех же изделий, т.е. индивидуальная себестоимость их искажается.

В поисках наращивания объема продаж продукции может быть рассмотрен вариант распределения косвенных расходов по каждому виду продукции пропорционально маржинальному доходу. Маржинализм занимает значительное место в современной экономической теории, на его основе сформированы известные экономические школы. По этой теории стоимости процесс формирования стоимости и цены начинается лишь на рынке, т.е. с качественной стороны, где цена – это обменное отношение. Необходимо производить толь­ко то, что можно продать. Разница между выручкой от реализации продукции и прямыми затратами называется маржинальным доходом или суммой покрытия, или валовой маржой (входят постоянные расходы и прибыль). Определяем коэффициент распределения общей суммы косвенных расходов к валовой марже в целом по предприятию: 16400:21000=0,78095. Используя данный коэффициент распределения, определяем долю косвенных расходов в валовой марже каждого вида изделия: 0,78095×5700=4451; 0,78095×7150=5584; 0,78095×8150=6365.

Таблица 3. Калькулирование полной себестоимости с распределением косвенных расходов пропорционально маржинальному доходу

№п/п Показатели Всего В том числе
полки дачная мебель кухонная мебель
  Выручка от реализации продукции, тыс. руб        
  Прямые затраты, тыс. руб.        
  Валовая маржа, тыс. руб. (стр.1-стр.2)        
  Косвенные расходы, тыс. руб. (16400:стр.3 всего × стр.3 по видам изделий)        
  Всего затрат, тыс. руб.        
  Прибыль, тыс. руб. (стр.1-стр.5)        
  Рентабельность (-убыточность) (к полным затратам), % (стр.5:стр.3×100%) 11,2 9,2 12,8 11,7

Представленный подход к распределению косвенных расходов расширяет степень свободы в использовании одного из рычагов увеличения прибыли и позволяет предприятию формировать наиболее эффективную стратегию присутствия на рынках. При использовании показателя валовой маржи производственная программа может измениться в кардинальным образом. При таком методе калькулирования «убыточная» продукция становится прибыльной, и служба сбыта имеет возможность при наличии спроса кухонной мебели и книжных полок увеличить объем их продаж. От этого предприятие только выиграет, так как на единицу продукции косвенные расходы снизятся и, следовательно, предприятие увеличит общую прибыль.

Поскольку предприятие стремиться к самостоятельности в вопросах установления цены, центр тяжести в калькуляционной работе можно перенести с трудоемких расчетов по распределению косвенных расходов и определению точной себестоимости конкретных изделий на прогнозно-аналитические действия, определяя сокращенную себестоимость. На данном методе калькулирования основана концепция так называемых дополнительных затрат (предельных), которая распространена в аналитической практике стран с развитой рыночной экономикой в области принятия управленческих решений. В западных странах принято включать в себестоимость только прямые, т.е. те затраты которые зависят от изменения объемов производства. Косвенные расходы также входят в текущие затраты предприятия, но они не включаются в себестоимость, а покрываются валовой маржой.

Таблица 4. Калькулирование себестоимости изделий на основе сокращенных затрат

№п/п Показатели Всего В том числе
полки дачная мебель кухонная мебель
  Выручка от реализации продукции, тыс. руб        
  Прямые затраты, тыс. руб.        
  Валовая маржа, тыс. руб. (стр.1-стр.2)        
  Рентабельность % (стр.3:стр.2×100%) 85,2 62,3 107,5 92,1

На основе сокращенной себестоимости устанавливается так называемый «краткосрочный нижний предел цены». Установленная таким образом цена обеспечивает предприятию нулевой маржинальный доход. Применение метода сокращенных затрат дает возможность более четко организовать их планирование, учет и контроль и таким образом управлять затратами, проводить эффективную ценовую политику, выявлять наиболее выгодные для предприятия виды продукции по разнице между рыночной ценой и переменными затратами. Вместе с тем следует отметить, что в силу ряда причин метод маржинальных затрат практически не распространен в отечественной практике. Это вызвано неурегулированностью соотношения управленческого и налогового учета, а также дефицитом высококвалифицированных финансовых менеджеров и маркетологов.

Однако для любого предприятия и предпринимателя главной остается проблема: сколько производить и сколько продавать изделий в зависимости от цены и затрат на его производство. Для определения порога рентабельности рассмотрим количественные ограничения изменения производственной программы с помощью операционного анализа. Момент, когда совокупные доходы и расходы уравниваются, называют точкой безубыточности, т.е. это объем затрат, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Эта точка называется также критической, мертвой, точкой равновесия или порогом рентабельности. Совокупный доход, соответствующий точке безубыточности, называют пороговой выручкой. Объем производства в точке безубыточности называют пороговым объемом производства, предприятие терпит убытки при реализации продукции меньше порогового объема и получает прибыль, если превышает этот объем.

Таблица 4. Количественные ограничения изменения производственной программы с помощью основных показателей операционного анализа

Показатель Всего в том числе
полки дачная мебель кухонная мебель
Выручка от реализации, тыс. руб.        
Выручка от реализации, %   32,5 30,2 37,3
Косвенные затраты (пропорцио­нально выручке от реализации по каждому изделию), тыс. руб.        
Прямые затраты, тыс. руб.        
Валовая маржа, тыс. руб.        
Валовая маржа к выручке, % 46,0 40,0 52,0 48,0
Порог рентабельности, тыс. руб.        
Справочно: Алгоритм расчета порога рентабельности 16400:46× 5335:40× 4958:52× 6107:48×
Запас финансовой прочности, тыс. руб.        
Справочно: алгоритм расчета запаса финансовой прочности, тыс. руб 45650-35652 14850-13337 13800-9534 17000-12781
То же, %   7,9 30,9 24,8
Сила операционного рычага, % 4,5 12,7 3,2 4,0
Справочно: алгоритм расчета операционного рычага 100:22 100:7,9 100:30,9 100:24,8

Точка равновесия определяется делением суммы постоянных затрат на разность между ценой единицы продукции и переменными (прямыми) затратами. При многопродуктовом производстве, как в нашем случае, безубыточный объем продаж или порог рентабельности не в натуральных единицах, а в стоимостном выражении: выручка критическая (порог рентабельности) = сумма постоянных затрат (косвенных): долю маржинальной прибыли в выручке. Анализ зависимости рассматривает также соотношение прибыли и объема реализации, выраженное процентным отношением валовой прибыли к доходу от реализации. Это соотношение называется коэффициентом валовой прибыли или коэффициентом маржинального дохода. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактическая выручка больше или меньше критической. Экономический метод управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации постоянных и переменных затрат, называется производственным левериджом. Метод (или рычаг) управления прибылью предприятия заключается в увеличении зависимости прибыли от изменения выручки при уменьшении удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. Первоочередная задача предприятия покрыть свои постоянные затраты за счет валовой прибыли. Следовательно, чем выше постоянные затраты, тем позже оно достигнет точки безубыточности и станет получать прибыль при неизменных прочих условиях. Эффект операционного рычага, измеряющего силу его воздействия на финансовый результат, определяют отношением темпов прироста прибыли от реализации продукции к темпам прироста объема продаж. В нашем случае по результатам операционного анализа лучше всего выглядят группы дачной и кухонной мебели с высоким процентом валовой маржи и, следовательно, низкими показателями предпринимательского риска. Каждый процент прироста объема продаж при сложившейся структуре затрат обеспечивает прирост операционной прибыли по полкам – 12,7%, по дачной мебели- 3,2%, по кухонной мебели- 4%. Сделанный анализ приводит к выводу: чем ниже прибыль предприятия, тем выше эффект производственного левериджа (рычага). Большему риску подвержен тот товар, у которого выше операционный рычаг. Эффект операционного рычага: полки: 5700: (5700−5375)=17,54 руб.; дачная мебель: 7150: (7150−4958)=3,3 руб.; кухонная мебель: 8150: (8150−6107)=4,08 руб. Результаты расчета позволяют сделать вывод, что снижение выручки на один рубль влечет за собой снижение прибыли по полкам на 17,54 руб.; по дачной мебели на 3,3 руб.; по кухонной мебели на 4,08 руб.

При этом надо иметь в виду, что положительный эффект достигается только при наращивании объемов производства и продаж и после преодоления точки безубыточности. При высоком удельном весе постоянных затрат точка безубыточности преодолевается значительно позднее. «В связи с этим пока предприятие не обеспечило безубыточность своей операционной деятельности, высокий коэффициент операционного рычага будет являться дополнительным грузом на пути к достижению точки безубыточности». Но после преодоления этой критической точки прирост прибыли значительнее у того предприятия, у которого выше операционный рычаг. Зато при спаде производства оно окажется быстрее в зоне убытков. Следовательно, точка безубыточности, точка экономического равновесия, зона безопасности предприятия являются очень ценными индикаторам эффективности работы предприятия и риска убыточности. Отсюда следует и основная цель рыночного анализа затрат – выявить оптимальное соотношение между затратами и доходами, что является важнейшим условием выживания и благополучия фирмы. Предприятие должно контролировать свои затраты, так как самое незначительное их увеличение приводит к снижению прибыли.

Эксперт по экономическим и финансовым вопросам Г.М. Бабынина

Статья в журнале «Практическое ценообразование» 2011 год


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: