Методические рекомендации по изучению темы

При изложении истории развития информационных средств следует отталкиваться от того факта, что информационная де­ятельность человека раскладывается на три составляющие (три типа информационных процессов): хранение информации, передача информации и обработка информации. Первоначально орудия и средства информационной деятельности человека развивались отдельно по каждому из этих трех направлений. В области хране­ния информации со временем происходит смена информацион­ных носителей: от камня и кости до современных магнитных и оптических дисков. Важнейшими моментами этой истории было изобретение бумаги и письма на бумаге (Китай, II в. н.э.), а также изобретение книгопечатания в XV в. в Европе. Эти события спо­собствовали массовому распространению грамотности, а под гра­мотностью понимается умение читать, писать, считать, т.е. рабо­тать с информацией. Последствия изобретения книгопечатания можно назвать первой информационной революцией в истории цивилизации. Причиной второй информационной революции стало изобретение компьютера в XX в.

Историю развития средств передачи информации можно про­следить от первых почтовых контактов до современных средств спутниковой связи. Учителю необходимо обратить внимание уче­ников на следующий момент: в настоящее время много говорить­ся об информационном обществе, о том, что информация стано­вится важнейшим ресурсом в жизни человечества. В информаци­онном обществе происходят интенсивные процессы обмена ин­формацией между его членами. Такое общество постоянно скла­дывается в течение последних тысячелетий с момента появления первого средства дальней связи - почты. Обмен информацией на расстоянии сейчас принято называть телекоммуникациями. Здесь тоже можно говорить о двух революционных эпохах в развитии средств связи. Первый этап: XIX в., изобретение средств электро­связи (телефон, телеграф), радиосвязи и телевидения (первая по­ловина XX в.). Второй этап: появление и распространение компь­ютерных телекоммуникаций во второй половине XX в. и сотовой телефонной связи. многие физические открытия и технические изобретения ориентировались на развитие средств передачи ин­формации. Все это подчеркивает важность для человеческого об­щества процессов информационного обмена.

Из всех видов обработки информации наиболее сложными яв­ляются математические вычисления. Именно в этой области при­ложено немало усилий для изобретения средств, облегчающих работу человека. Ученики должны получить представление об ис­тории систем счисления и история изобретения средств механи­зации и автоматизации вычислений. Одно с другим тесно связа­но, поскольку только после распространения десятичной пози­ционной системы счисления стали активно изобретаться вычи­слительные механизмы: десятичные счеты, счетная машина Пас­каля и арифмометр, современный калькулятор. Следует подчерк­нуть значимость работы Ч. Бэббиджа над проектом аналитической машины. Несмотря на то, что в окончательном виде такая машина не была построена, заслуга Бэббиджа состоит в том, что он пер­вым разработал проект программно-управляемого вычислитель­ного автомата и заложил ряд идей, впоследствии использованных изобретателями электронно-вычислительной машины.

Историю электронно-вычислительных машин традиционно излагают в контексте смены поколений компьютеров. По своему усмотрению учитель может использовать этот материал на разных этапах изучения курса. Нередко об истории ЭВМ рассказывается в самом начале, на первых уроках. Такое вполне возможно. Увлека­тельный рассказ о развитии компьютерной техники может под­нять интерес учеников к предмету. Однако есть су­щественные ар­гументы за то, чтобы историю ЭВМ изучать в конце курса. Дело в том, что понимание этого материала требует от учеников опреде­ленной компьютерной грамотности. Если ученики еще ничего не знают о памяти и процессоре ЭВМ, программировании, круге задач, решаемых с помощью ЭВМ, то вряд ли они смогут понять рассказ о том, как развивались эти средства и возможности ком­пьютера. Получив на уроках представление об устройстве и обла­стях применения современного компьютера, ученики получат «точ­ку отсчета», относительно которой они смогут оценивать технику предыдущих поколений.

Возможен и компромиссный вариант. Историческую инфор­мацию учитель дает «порциями», вводя ее понемногу в различ­ные разделы курса. Например, на первом вводном уроке можно рассказать о том, что первые ЭВМ появились в конце 40-х годов XX в., применялись исключительно для математических расче­тов и их производительность составляла около ] 000 арифмети­ческих операций в секунду. Современные ЭВМ умеют работать с любой информацией: числами, текстами, графическими изоб­ражениями, звуком; а их быстродействие составляет миллионы и даже миллиарды операций в секунду. Рассказывая об устрой­стве персонального компьютера, микропроцессоре, который умещается на ладони, можно сообщить, что на первых лампо­вых машинах подобное устройство было очень громоздким и за­нимало несколько шкафов. Знакомя учеников с современными устройствами ввода-вывода информации (клавиатурой, монито­ром), можно рассказать о том, что раньше для ввода информации использовались перфорационные носители — перфоленты, перфокарты. Если есть возможность, то показать образцы таких перфо носителе и.

Знакомясь с историей ЭВМ, ученики обязательно должны ус­лышать имя Джона фон Неймана, узнать о значении его работ для развития компьютерной техники. Необходимо рассказать о роли академика С.А.Лебедева в становлении и развитии отечественных ЭВМ.

Современный компьютер — это единство аппаратных средств и программного обеспечения. Такое представление должно фор­мироваться в сознании учеников в ходе изучения базового курса. Историческая линия курса должна отражать эволюцию обеих этих составляющих.

Описание эволюции ПО ЭВМ должно структурироваться в со­ответствии с составом программного обеспечения современного компьютера, которое делится на системное, прикладное и систе­мы программирования. Обсуждая историю развития каждого класса ПО, следует вспомнить все те виды программ, с которыми уче­ники познакомились в ходе изучения базового курса: операцион­ные системы, прикладное ПО общего назначения (редакторы, электронные таблицы, СУБД, сетевое ПО), система программи­рования на языке высокого уровня. Это позволит еще раз система­тизировать знания, которые ученики получили в базовом курсе. Кроме того, ученики должны получить общее представление о программных системах, которые они не изучали, но которые мо­гут стать предметом их дальнейшего обучения или профессиональ­ной деятельности. Это системы веб-программирования, специ­ализированное прикладное ПО. Обсуждение различных видов про­граммного обеспечения должно происходить в контексте рассказа об основных областях применения ИКТ.

Тема носит итоговый, обзорный характер, расширяет круго­зор уча­щихся, рисует им перспективы. Вопросы истории компь­ютерной техники, программного обеспечения, ИКТ могут быть предметом реферативных работ учащихся. На эту тему существует специальная литература. Богатым источником информации для рефератов является Интернет.

В результате обучения учащиеся должны:

· знать (понимать): этапы развития электронно-вычислитель­ной техники и программного обеспечения, процессы зарождения и развития новой науки информатики;

· уметь: приводить примеры средств хранения, передачи и об­работки информации до изобретения ЭВМ;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: адекватно оценивать ускоря­ю­иеся темпы научно-технического прогресса в области компьютерной техники и информатики с точки зрения среднесрочного и отдаленного планирования своего образования и будущей прак­тической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: