Быть- значит быть в движении, изменении.
В основе диалектико-материалистического понимания движения лежат следующие положения:
Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи.
Во-вторых, движение определяется как любое изменение.
В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источник – взаимодействие противоположностей.
Пушкин «Движение».
«Движенья нет, сказал мудрец брадатый,
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приходит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей».
(речь идет о Диогене и Зеноне Элейском. Зенон утверждал неподвижность бытия, невозможность помыслить это движение. Для опровержения этого оппонент Зенона, Диаген – киник – поднялся и стал ходить. Зенон и Парменид (его учитель) утверждали, что если мыслить, что предмет, мысль изменилась, то есть движется, то это уже другой предмет, другая мысль. Для Зенона и Парменида движение – это сложное, противоречивое явления).
|
|
Как сделать линию короче. (Отошли бы от нее подальше, увеличили бы пространство вокруг нее).Однажды великий индийский император Акбар спросил у своих подданных: «Как сделать эту линию короче, не притрагиваясь к ней?» Все молчали. Но один человек засмеялся. Это был известный шутник Бирбал. Он подошел к стене и нарисовал над линией Акбара свою линию, большую, чем первая и сказал: «Вот я и сделал твою линию короче, не касаясь ее». Ведь велечена и длина – вещи относительные.
Река не перестает быть рекой из-за того, что она течет: бытие реки и заключается в ее течении. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер. О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще в глубокой древности.
В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и времени сложились в виде двух противоположных концепций, названных впоследствии концепциями Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница.
Первая концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством.
С точки зрения второй концепции, не мыслились пространство и время, оторванные от вещей.
В науке до конца XIX и начала ХХ в. господствовала первая концепция. Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др. пришли к пониманию пространства как пустоты, исходя из своего атомистического учения. Они считали, что для существования и движения атомов требуется пустота – некое вместилище, где атомы, сочетаясь различным образом в движении, образуют многообразие тел. Особенно большой вклад в этом отношении был сделан Ньютоном. По Ньютону, пространство суть пустое абсолютное вместилище, в котором располагаются все тела.
|
|
Дальнейшее развитие вторая концепция получила в трудах Лейбница, Гюйгенса, Дидро и др. Согласно Лейбницу пространство и время не могут существовать вне материи и процессов, происходящих в ней. С точки зрения диалектического материализма, пространство и время неразрывно связаны между собой и с движущейся материей, формами существования которой они являются. Зависимость пространства и времени от материи определяет и все их основные свойства. Общим свойством, во-первых, является их объективность. Поскольку материя не зависит от сознания людей, постольку пространство и время также независимы от него.
Во-вторых, в силу вечности существования материи вечны пространство и время. Не может быть такого положения, когда материя существовала бы или до того, как появились пространство и время, или после того, как они уже исчезли.
Третьим свойством пространства и времени является их бесконечность и безграничность. В применении к пространству безграничность означает, что в какую бы сторону и на какое бы расстояние ни двигаться, нигде и никогда мы не достигнем такой границы, которую можно считать пределом. Относительно времени безграничность и бесконечность проявляются в отсутствии событий, после которых уже не будет никакой длительности, не будет неисчислимого количества процессов, следующих один за другим.
В-четвертых, пространство и время обладают свойствами абсолютности и относительности. Причем абсолютность проявляется в том, что, независимо от смены явлений, от любых изменений в материальных телах, пространство и время объективно существуют. Иначе говоря, ни один материальный объект, какими бы он свойствами ни обладал, не может оказаться вне времени и пространства. Вместе с тем свойства пространства и времени могут изменяться с изменением свойств материи. Например, невесомость пространства в космосе в зависимости от материальных условий может изменяться кривизна пространства.
Эйнштейн показал, что в разных инерциальных системах отсчета длины отрезков и промежутки времени различны. Эти примеры свидетельствуют об относительности пространства и времени. Согласно общей теории относительности, в очень сильном гравитационном поле течение времени замедляется. Вообразим себе астронавта, который летит в глубинах Галактики. Он обязался каждую секунду посылать на землю радиосигнал. Сигналы поначалу поступают, как условились. Но если астронавт подлетает к очень плотно сжатой звезде (плотность которой во много раз превышает плотность атомного ядра), то радиосигналы поступают реже, через минуты, часы, годы, в то время, как астронавт по своим часам аккуратно, каждую секунду посылает сигнал. Из этой плотной звезды не выходят какие – либо частицы. Она воздействует с миром только через силу притяжения.
Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.