Чтение – процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка (Клычникова З.И.).
Этот вид РД – рецептивный. Рецепция объективно легче продукции, т.к. сначала подается форма, о потом значение.
Зрительный анализатор связан с речедвигательным. Существует внутреннее проговаривание. Интенсивность скрытой артикуляции может быть разной. Чем опытнее чтец, тем более свернуты речедвижения. На курсах скорочтения, например, учат подавлять артикуляцию и сворачивать максимально эти речедвижения, т.к. они замедляют процесс чтения. Это так называемое «визуальное чтение» (но на 100% оно невозможно). При затруднениях во время чтения речедвижения разворачиваются.
(? Замечали ли Вы такое: Когда читаете и не можете понять, то начинаете произносить текст шепотом, а то и вслух?).
В связи с этим явлением людям после операции на горло не разрешают читать и слушать сложные полемические тексты (чтобы не напрягать органы речи).
? Почему нельзя и слушать? Какая связь с аудированием?
|
|
Этапы чтения:
· первичное запечатление зрительного сигнала
· подготовка артикуляционной базы к произнесению
· собственно произнесение
· соотнесение зрительных образов с речемоторными и слуховыми (если они совпадают, то происходит узнавание)
· узнавание (узнать слово – значит охарактеризовать его как знакомое, встречавшееся ранее)
· осмысление
· антиципация (предвосхищение)
· группировка
· выделение смысловых вех
· понимание на уровне значений и смысла
· реакция на прочитанное
Глаз артикуляционный аппарат ухо понимание
Процесс чтения базируется на деятельности органов зрения. Во время движения глаз восприятие зрительного сигнала отсутствует. Восприятие происходит в момент остановки глаз. При этом в слове глаз выхватывает лишь 3-4 буквы (остальное восстанавливает мозг, «Человек читает не глазами, а головой»). Глаз грамотного чтеца движется примерно с одинаковой скоростью, делая за секунду 3-4 движения (примерно 6 движений на строку). Количество фиксаций при чтении на ИЯ увеличивается. Разница между хорошим и плохим чтецом заключается не в скорости, с которой движется глаз, а в количестве и качестве той информации, которую он воспринимает в каждую фиксацию, а также в количестве регрессивных движений (возврат назад по строке).
Отсюда выводы:
Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся совершали меньше фиксаций на строку (т.е. увеличивать поле чтения), чтобы фиксации были кратковременными, а регрессивные движения были сведены до минимума.
Таким образом, чтение складывается из двух взаимосвязанных и неразложимых процессов: техники чтения и понимания читаемого (Егоров Т.Г.). Техника чтения сама по себе не есть еще собственно чтение. Чтец всегда должен понимать то, что он читает.
|
|
Владение техникой чтения подразумевает чтение без внешнего озвучивания. Беззвучное чтение означает «автоматизацию и свертывание (сокращение) речевых мыслительных процессов, что и делает возможным мгновенный перевод зрительно воспринимаемых графем в беззвучно произносимую (внутреннюю) речь» (Сколов А.Н., Эльконин Д.Б.)
При обучении чтению сначала нужно обучать громкому чтению, затем шепотному, затем чтению про себя.