Цель воспитания — это мысленное представление результатов педагогической деятельности, воплощенных в образе человека, которого хотят воспитать.
Наличие цели, четкость ее формулировки во многом определяет результативность процесса воспитания.
В педагогике выделяют несколько уровней целей. Ведущее место принадлежит генеральной цели.
Генеральная цель — это воплощение идеала общества. Генеральная цель носит объективный характер. Она вытекает из закономерностей общественной жизни, определяется характером производственных отношений, уровнем развития производительных сил и обществом в целом.
Генеральная цель носит классовый характер, т.е. всегда выражает интересы господствующего класса, и имеет обобщенный характер. По словам А. С. Макаренко, генеральная цель не является педагогическим инструментом и нуждается в уточнении и разъяснении.
Практическая цель конкретизирует генеральную цель. Она позволяет привести педагогический процесс в соответствие с идеалом общества. Практические цели выражаются в программе личности, т.е. в описании черт и структуры личности, необходимой обществу. Программа личности динамична. Она изменяется с изменением общества и его потребностями.
|
|
При определении целей важно учитывать индивидуальность личности. Поэтому в педагогике выделяют оперативные цели.
Оперативные цели — это цели конкретных педагогических действий.
Таким образом, генеральная цель определяет общее направление воспитания; практическая цель конкретизирует программу личности; оперативные цели подсказывают педагогу, что следует предпринять для реализации программы личности и достижения генеральной цели с поправкой на индивидуальность личности, с учетом конкретных условий и обстановки.