Характеристика целей воспитания

Цель воспитания — это мысленное представление ре­зультатов педагогической деятельности, воплощенных в об­разе человека, которого хотят воспитать.

Наличие цели, четкость ее формулировки во многом определяет результативность процесса воспитания.

В педагогике выделяют несколько уровней целей. Ве­дущее место принадлежит генеральной цели.

Генеральная цель — это воплощение идеала общества. Генеральная цель носит объективный характер. Она вытекает из закономерностей общественной жизни, определяется ха­рактером производственных отношений, уровнем развития производительных сил и обществом в целом.

Генеральная цель носит классовый характер, т.е. всегда выражает интересы господствующего класса, и имеет обоб­щенный характер. По словам А. С. Макаренко, генеральная цель не является педагогическим инструментом и нуждается в уточнении и разъяснении.

Практическая цель конкретизирует генеральную цель. Она позволяет привести педагогический процесс в со­ответствие с идеалом общества. Практические цели выража­ются в программе личности, т.е. в описании черт и структуры личности, необходимой обществу. Программа личности ди­намична. Она изменяется с изменением общества и его по­требностями.

При определении целей важно учитывать индивиду­альность личности. Поэтому в педагогике выделяют оперативные цели.

Оперативные цели — это цели конкретных педагоги­ческих действий.

Таким образом, генеральная цель определяет общее направление воспитания; практическая цель конкретизирует программу личности; оперативные цели подсказывают педа­гогу, что следует предпринять для реализации программы личности и достижения генеральной цели с поправкой на ин­дивидуальность личности, с учетом конкретных условий и обстановки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: