по курсу «Возрастная психология»
1. Предмет возрастной психологии. Основные теоретические и практические задачи возрастной психологии.
2. Анализ понятия «детство». Истоки возникновения детской психологии.
3. Стратегия наблюдения в исследовании психического развития ребенка.
4. Стратегия эксперимента в исследовании психического развития ребенка. Констатирующий эксперимент.
5. Стратегия эксперимента в исследовании психического развития ребенка. Формирующий эксперимент.
6. Проблема движущих сил развития ребенка в зарубежной психологии на примере теории рекапитуляции Ст.Холла, нормативного подхода (А.Гезелл, А.Бине, П.Векслер), теории конвергенции двух факторов В.Штерна.
7. Концепция научения в классическом бихейвиоризме (И.П.Павлов, Дж.Уотсон). Оперантный бихейвиоризм (Б.Скинер). Основные понятие теории социального научения (А.Бандура, Ю.Бронеренбреннер).
8. Теория классического психоанализа З.Фрейда. Стадии психосексуального развития ребенка.
9. Развитие школы психоанализа. Понятие «социализации» в работах А.Фрейд.
|
|
10. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Стадии психосоциального развития личности.
11. Понятие «идентичности» в эпигенетической теории развития личности Э.Эриксона. Жизненные задачи. Значение кризисов в развитии личности.
12. Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже. Характеристика клинического метода.
13. Основные понятия теории интеллектуального развития Ж.Пиаже. Учение об эгоцентрической позиции ребенка.
14. Характеристика стадий интеллектуального развития ребенка в теории Ж.Пиаже.
15. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Понятие высших психических функций. Законы психического развития. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.
16. Проблема периодизации в работах Л.С.Выготского. Понятия возраста, значение кризисов в психическом развитии ребенка.
17. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б.Эльконина. Структура и динамика возраста.
18. Психическое развитие ребенка в период новорожденности. Безусловные и ранние условные рефлексы. Комплекс оживления.
19. Характеристика младенческого возраста. Формирование потребности в общении. Кризис первого года жизни.
20. Характеристика раннего возраста. Качественное отличие орудий человека и вспомогательных средств животных. Кризис трёх лет.
21. Характеристика дошкольного возраста. Основные закономерности развития игровой деятельности. Развитие психических процессов у дошкольников. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Кризис семи лет.
|
|
22. Характеристика младшего школьного возраста. Структура учебной деятельности. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.
23. Характеристика подросткового возраста. Анализ понятий взросления и задач развития в подростковом возрасте. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.
24. Характеристика юношеского возраста. Проблема профессионального самоопределения. Переход к молодости как начальному этапу зрелости.
25. Естественно-научная парадигма в исследовании психического развития (ход, источники, условия, движущие силы и формы развития).
26. Культурно-историческая парадигма в исследовании психического развития (ход, источники, условия, движущие силы и формы развития)