Тема 15. Проблемы периодизации психического развития

НОВИКОВА И.А.

Методические рекомендации

К курсу

«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Часть II. «ПЕДАГОГИКА»

Для студентов аграрного факультета

Москва

Издательство Российского университета дружбы народов

Утверждено

РИС Ученого совета

Российского университета дружбы народов

Новикова И.А. Методические рекомендации к курсу «Педагогика и психология». – Ч. II. Педагогика. Для студентов аграрного факультета. – М., Изд-во РУДН, 2001. – 24 с.

Подготовлено на кафедре педагогики и психологии.

С И.А.Новикова, 2001 г.

С Издательство Российского университета дружбы народов,2001 г.

ВВЕДЕНИЕ

Дорогие друзья! В этом семестре вы начали изучение курса «Педагогика и психология». Вы уже познакомились с основными психологическими темами, в чем вам помогала первая часть данного методического пособия.

Напоминаем Вам, что основная задача пособия – помочь студентам эффективно подготовиться к семинарам и грамотно выполнить практические задания. Соответственно, для каждой изучаемой темы приводятся:

- основные положения программы курса;

- список основных вопросов для обсуждения на семинаре;

- ориентировочные темы рефератов и сообщений;

- психолого-педагогические задачи на применение и закрепление полученных знаний;

- практические упражнения;

- лабораторно-практические задания (практикум);

- список дополнительной литературы.

Предлагаемая вашему вниманию вторая часть пособия содержит материалы к основным педагогическим темам, при изучении которых Вам понадобятся психологические знания, полученные ранее. Тема «Проблемы периодизации психического развития личности» является переходной от психологической проблематики к педагогической, так как данная проблема является ключевой как для возрастной психологии (психологии развития), так и для возрастной педагогики.

В Приложении приводится примерный план, по которому Вам нужно будет составить психолого-педагогический портрет личности. Данная форма самостоятельной творческой работы является обязательной для итоговой аттестации. Материал для портрета собирается постепенно, в течение всего семестра. При подготовке и оформлении работы Вы можете дополнительно консультироваться с преподавателем. Окончательный вариант психолого-педагогического портрета сдается для проверки не позднее, чем за две недели до начала сессии.

ТЕМА 15. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Развитие психики и личности в отнтогенезе. Понятие возраста. Биологический, социальный, психологический возраст. Субъективно переживаемый возраст. Значение периодизации развития человека для медицины, физиологии, педагогики, психологии и др. Подходы к проблеме периодизации психического развития в различных психологических направлениях. Восемь стадий жизненного пути человека по Э Эриксону (основания периодизации, краткая психологическая характеристика стадий). Смена ведущей деятельности как основа периодизации детского развития по Д.Б. Эльконину (характеристика эпох, периодов и кризисов возраста).

Вопросы для обсуждения

1. Движущие силы и условия развития личности с точки зрения различных психологических теорий.

2. Соотношение развития и обучения.

3. Возрастные особенности обучения и воспитания личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: