Для определения особенностей психологического переживания возраста выполните следующие действия:
1.Представьте себе мысленно всю свою жизнь - прошлое, настоящее, будущее. До какого возраста вы надеетесь дожить?…(постарайтесь дать реалистическую оценку).
2. В представленной ниже таблице обведите кружком число, соответствующее указанному вами возрасту (с точностью до 5 лет).
Пятилетие жизни | Сте Степень насыщенности событиями. | |||||||||
1-5 | ||||||||||
6-10 | ||||||||||
11-15 | ||||||||||
16-20 | ||||||||||
21-25 | ||||||||||
26-30 | ||||||||||
31-35 | ||||||||||
36-40 | ||||||||||
41-45 | ||||||||||
46-50 | ||||||||||
51-55 | ||||||||||
56-60 | ||||||||||
61-65 | ||||||||||
66-70 | ||||||||||
71-75 | ||||||||||
76-80 | ||||||||||
81-85 | ||||||||||
….. |
3.С помощью таблицы попытайтесь оценить каждое пятилетие вашей жизни по степени насыщенности важными для вас событиями. Событиями могут быть какие-либо изменения в природе и обществе, в вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), в состоянии вашего здоровья; в поведении, в ваших действиях и поступках в семье и на работе, в учебе, общении с друзьями и т. д. Исходя из такого понимания слова «событие», оцените сначала насыщенность первого пятилетия. Свою оценку отметьте знаком «+» в соответствующей клетке таблицы, учитывая что: 10 баллов – максимальная степень насыщенности, 1 балл – минимальная степень насыщенности. Далее оцените степень насыщенности оставшихся пятилетий вплоть до отмеченного вами возраста.
|
|
4.Подсчитайте общую сумму баллов по всем пятилетиям – и прошлым и будущим.
5.Подсчитайте, сколько баллов приходится на прошлые пятилетия. Если вам, к примеру, 20 лет, то следует взять сумму баллов до 20 лет включительно. Но если 21 год, то нужна небольшая «поправка» - к имеющейся сумме «прошлого» прибавьте 1/5 балла, стоящего в графе 21-25 лет. Если вам 22 года, прибавьте 2/5 этого балла и т.п.
|
|
6.Разделите сумму «баллов прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий. Полученный результат – показатель субъективной «реализованности жизни».
7. Умножьте этот показатель на ожидаемую вами продолжительность жизни. Это и есть ваш психологический возраст [4].
Обсуждение и содержательный анализ полученных результатов будет проведен на практическом занятии.
Литература
Бодалев А.А. Психология зрелого возраста и акмеология. – М., 1998.
Выготский Л.С. Проблемы возраста// Собр. соч.: В 6т. – Т.4– М., 1983. – С. 244-268.
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
Кон И.С. Психология старшеклассников. – М., 1988.
Кон И.С. Ребёнок и общество. – М., 1988.
Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. – М., 1981.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1998.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 1999.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М., 1994.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
Эриксон Э. Детство и общество. – М., 1996.