Основные положения лекции
Воспитание в доклассовом обществе. Педагогическая мысль Древней Греции. Выделение педагогики в самостоятельную науку в XVII в. Педагогические идеи и деятельность Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, И. Гербарта.
Развитие педагогики в России (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). «Педагогика сотрудничества» и авторские школы в современной России. Проблемы педагогических инноваций.
Вопросы для обсуждения
1. Уроки народной педагогики.
2. Педагогические идеи Сократа, Платона, Аристотеля.
3. Развитие педагогической мысли в России.
Темы рефератов и сообщений
1. Гуманистические педагогические идеи эпохи Возрождения (М. Монтень, В. да Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамский).
2. Педагогические идеи (по выбору: Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, И. Гербарта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) и их актуальность в наше время.
3. Школа и педагогика в России: проблемы и перспективы.
4. Основные идеи «педагогики сотрудничества» и их реализация в образовательном процессе современной школы.
|
|
Задачи
1. Объясните, почему многие выдающиеся философы, психологи, писатели, общественные деятели занимались проблемами педагогики, воспитания, образования? Приведите несколько конкретных примеров.
2. Кому из выдающихся педагогов принадлежат следующие идеи и нововведения:
А. Воспитание в коллективе и через коллектив.
Б. Классно – урочная система.
В. Природосообразность воспитания.
Г. Отсутствие врожденных идей («чистая доска»).
Д. Принцип наглядности в обучении.
Упражнения
1.Проанализируйте педагогический смысл народной сказки (по выбору). В какой ситуации вы рассказали бы эту сказку маленькому ребёнку?
2. С помощью словарей выясните этимологию (происхождение) некоторых понятий из области образования и воспитания (например, школа, университет, студент, экзамен, лекция и т.д.). Каково первоначальное значение этих слов, как и почему оно изменилось в настоящее время?
Практикум
Используя знание принципа наглядности и идею опоры в обучении, подготовьте наглядное пособие (схему, плакат, макет и т.п.) по одной из изучаемых вами дисциплин.
Литература
Антология гуманной педагогики. – М., 1996.
Всемирный историко–педагогический процесс /Под ред. Г.Б. Корнетова, В.Г. Безрогова. – М., 1996.
Жураковский Г.Е. Очерки по истории зарубежной педагогики. – М., 1963.
История педагогики. – В 2т. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1998.
Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.
Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.
|
|
Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8т. –М., 1984.
Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.
Педагогический поиск. – М., 1986.
Пряникова В.Г., Рывкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М., 1995.
Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3т. –М., 1981.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6т. –М., 1988.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981.